Именно такое прозвище получил Центральный экономико-математический институт (сокращенно ЦЭМИ) на Нахимовском проспекте, 47 за свой характерный внешний вид.
Сам институт был создан в 1963 году с главной целью: внедрение математических методов и ЭВМ в практику управления и планирования экономикой. А в те годы ламповые компьютеры были громоздкими и занимали огромные площади, поэтому для них требовалось проектирование специальных зданий.
Решение этой задачи было поручено архитектору Леониду Павлову и его 11-й мастерской «Моспроекта-2». Мастерская разработала более десятка проектов вычислительных центров (ВЦ), хотя впоследствии было построено всего несколько подобных зданий.
ЦЭМИ был третьим реализованным проектом ВЦ после Главного вычислительного центра Госплана на проспекте Академика Сахарова и Вычислительного центра Центрального статистического управления на Измайловском шоссе.
В основу композиции здания ЦЭМИ Павлов заложил квадрат. По задумке архитектора, система пропорций постройки должна была воплощать суть математических отношений и взаимосвязей человека и окружающего мира.
Первый квадрат, более массивный, был предназначен для размещения компьютеров, во втором легком квадрате, смещенном относительно первого, должны были расположиться кабинеты ученых. Ну и третий квадрат – то самое “ухо” - легендарная композиция с горельефом «Лента Мёбиуса» над входом в здание, выполненная в 1976 году по проекту художников-супругов Владимира Васильцова и Элеоноры Жареновой.
Все элементы здания пропорциональны одной миллионной доле диаметра Земли — примерно 12,8 метра: именно такой длины сторона бетонного квадрата на фасаде, в который врезана лента Мёбиуса, символ бесконечности. В результате получилась внушительная трехчастная композиция здания, сложенная из блока для людей, блока для машин и монументального искусства.
Строительство института затянулось с 1966 до 1978 года. Увы, к моменту своего открытия ЦЭМИ фактически оказался не нужен. В течение десятилетия размер компьютеров значительно уменьшился из-за перехода на полупроводниковые транзисторы - теперь они могли размещаться и в обычных административных зданиях. В результате в помещениях, спроектированных «для машин», организовали дополнительные кабинеты для сотрудников института.
При всей кажущейся простоте, здание ЦЭМИ притягивает взгляд. Может быть благодаря тому глубокому смыслу, который архитектор закладывал в свой проект и в архитектуру в целом.
“Как найти образ ЦЭМИ, как связать его с огромным, и бесконечно большим, и малым, как найти путь к изложению математических и экономико-математических ингредиентов? От бесконечно большого до бесконечно малого архитектура всегда должна идти в двух направлениях, соединяясь с окружающим, становясь частью огромного целого; бесконечно делясь, само по себе сооружение должно быть суммой почти непостижимых мелочей, архитектура должна быть бесконечна, и границы ее должны быть непознаваемы ни в большом, ни в малом.” Леонид Николаевич Павлов.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #история #архитектура #москва #домсухом