Найти тему
История и культура Евразии

Осада Дербента Хаджи-Давудом в октябре 1722 года

Семен Городовиков, отец Афанасий и Макарыч сидели на высокой крепостной стене Дербента и рассуждали о высокой политике. Этому занятию не мешали пули горцев, долетавшие до края стены. Вот уже неделю горцы под рукой предводителя Хаджи-Давуда осаждали город, в котором засели русские драгуны и казаки.

Как лезгины в начале XVIII века смогли восстановить Кавказскую Албанию в ее исторических границах

Цикл рассказов о Персидском походе 1722-1723 годов

Ал-Хаджжи Давуд-бек б. Мухамма́д ал-Джаба́ли ад-Даги́стани (1680, Дедели, ныне Хачмазский район, Азербайджан или Джаба, ныне Ахтынский район, Дагестан — ок. 1735—1736, Гелиболу) — лезгинский военный предводитель, руководитель народно-освободительного движения горцев Восточного Кавказа, глава теократического государства в Ширване.
Ал-Хаджжи Давуд-бек б. Мухамма́д ал-Джаба́ли ад-Даги́стани (1680, Дедели, ныне Хачмазский район, Азербайджан или Джаба, ныне Ахтынский район, Дагестан — ок. 1735—1736, Гелиболу) — лезгинский военный предводитель, руководитель народно-освободительного движения горцев Восточного Кавказа, глава теократического государства в Ширване.

Отец Афанасий жаловался:

  • Устал я от местов энтих. Нет нашего благолепия русского. Жара, пыль в лицо. А хочется на Рязанщину - в лесок наш. Чтобы дух земной шел. И зачем осударю энти места?
  • Аполитично рассуждаешь, отец ты наш благоверный. Государь навел порядок на северных рубежах. Теперь пришла пора и на южных границах навести - давал отповедь обер-офицер Макарыч.
  • А мне тятя Степан в Астрахани баил, что в местах этих Дербент самое что ни наесть важное место. Кто им владеет, тот владеет всем побережьем Хвалынского моря - рассказал Семен
  • Какое еще Хвалынское? Местные его исстари Хазарским зовут - переспросил Макарыч
  • Не знамо. В Астрахани исстари вот это море зовут Хвалынским. От купцов, которые приходили торговать в Астрахань из-за моря - хвалиссов.
  • Может и так! Все у вас в Астрахани не по русски - ответил Макарыч
  • Так и город не русским был. Ашторхан раньше звали. Царь Иван Грозный его взял. А до него там народ жил бесерменский. Тороватый. Потому и тороками звали. Да и сейчас живет. Татарами зовутся теперича.

Над головой взвизгнула пуля. Она ударила в стенку и щебенка осыпалась на разговаривавших.

  • А ну я сейчас пальну. Надоели - вскинулся Семен.
  • Все тебе палить, молодому. Ну забава у них такая. Любят горцы пострелять. А ты дурную голову зазря не высовывай.
  • Так и будут стрелять? Если в ответ не стрельнешь не успокоятся. Вот сейчас подстрелю кого-нибудь.
  • Толку от твоего подстрелю? Пусть палят, порох переводят. Наше дело солдатское. Сидим, курим трубку и разговоры баим. Зачем тебе грех на душу брать. Они хоть и бесермене, но души в них человечьи. На штурм пойдут, тогда и вали их хоть всех скопом.
Вид на Дербент с городской стены
Вид на Дербент с городской стены

Отец Афанасий продолжил разговор:

  • Сейчас бы хлебного вина. Покрепче. А к нему селедочки. Надоела эта местная кислятина. Бурдюк выпьешь. А ни в одном глазу. Только в горле мутит.
  • Потерпи отец Афанасий. Снимут горцы осаду. Долго они ее не смогут продержать. Если боя нет они быстро разбегутся. А боя мы им не дадим. А там и обозы с провиантом. Завезут нам и положенное винное довольствие.
  • Ну дай Бог.

Бог дал. Долго горцы под Дербентом не продержались и сняли осаду. Хаджи-Давуд увел их в горы. Наступала зима. Воевать уже было не с руки.

Статьи канала "История и культура Евразии" за сентябрь 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы