Первое сентября. Поговорим о детях
Как-то слишком буднично в информационной повестке проскользнула тема встречи главы государства и Игорем Бариновым, главой ФАДН. Традиционно всколыхнулось уральское политическое сообщество, в котором бывшего свердловского депутата Госдумы в очередной раз попробовали отправить куда бы то ни было в губернаторы. И на этом, пожалуй, всё. Однако тема, которая была затронута на встрече – едва ли не самая судьбоносная для будущего России. Игорь Баринов заявил о проработке «комплекса мер по недопущению пространственной и социальной изоляции мигрантов».
При этом следует честно признать: демография – это направление, которое после начала СВО не получило ни одного внятного предложения по развитию и совершенствованию. Ни одного.
Вместе с тем:
⚡️В России наблюдается убыль населения, продиктованная не только ковидом;
⚡️Произошел и будет происходить отток молодежи – обладателей навыков в цифровых профессиях (можно спорить о цифрах и масштабах, но он есть и будет)
⚡️Рождаемость в стране падает, а т.ч. потому что рождение ребенка: а) становится немодным; б) является проблемным, поскольку многодетная семья – это почти гарантированная бедность
⚡️Борьба с идеологией чайлдфри имеет отложенный эффект, если имеет его вообще.
⚡️Каждые два наших парня, погибшие во время СВО - это трое наших нерожденных и/или осиротевших детей.
⚡️Ситуация усугубляется еще тем, что нынешняя демографическая яма роется внутри предыдущей демографической ямы (провал 1992-2003 г.г.).
⚡️Есть объективные и субъективные проблемы в РФ с уважением к человеку как к личности, его права на собственность и самореализацию, а у самой страны - с идеологией.
Есть и встречные тренды, не замечать которые нельзя:
📌Явная и скрытая безработица, катализатором которой в т.ч. стал уход иностранных компаний из РФ и сокращение традиционных рынков сбыта для отечественных производителей
📌Общемировая тенденция замещения работников с помощью алгоритмов, ботов, программного обеспечения, робототехники и т.п. и – следовательно – высвобождение и потеря людьми своей актуальности на рынке труда.
Длительное время ситуация с демографией выправлялась за счет мигрантов и материнского капитала – инструмента, который показал свою эффективность на ранней стадии, но теперь работает все хуже и хуже. С мигрантами ключевая сложность как раз и заключается в том, о чем заявил Игорь Баринов: их более чем посредственной адаптации к условиям российской действительности. И вопрос здесь не только в том, что нет соответствующих центров. Зачастую со стороны мигрантов не наблюдается вообще никакого желания адаптироваться к российским условиям. Они существуют в некоторой «серой» зоне, от которой отдельным т.н. предпринимателям, эксплуатирующим их труд – много пользы, а государству – не очень.