Канал "Историческое оружиеведение" продолжает рассказывать о том, как винтовку Грина испытали в войсках. Винтовка эта, попав в Офицерскую школу получила очень лестную оценку в плане решения проблемы прорыва газов применением двупульной системы (оружие заряжалось сначала одной пулей, потом патроном, в котором заряд располагался над пулей; при выстреле передняя пуля вылетала из ствола, а задняя осаживалась назад, запирая канал ствола).
А вот с войсковыми испытаниями "что-то пошло не так".
Винтовка Грина, которая, помимо двупульной системы обтюрации (представлявшейся в те времена очень перспективной), была а) казнозарядной и б) с затвором продольно-скользящего типа понравилась русскому Военному ведомству, было сразу заказано 3.000 единиц, а первая полученная партия была отправлена в 1864 году в армейские части для уже войсковых испытаний. Но испытания эти закончились для винтовки Грина печально.
О том, как испытали эту винтовку русские драгуны, и что в ней им не понравилось, я уже рассказывал (ссылка на статью будет в конце), а сегодня расскажу, как эту винтовку испытали казаки Учебной сотни Кубанского казачьего войска под руководством поручика Парамонова.
Источником информации стал собственноручный отчет поручика.
Казачья основательность
Сказать, что поручик Парамонов подошел к решению поставленной перед ним задачи основательно, не сказать ничего. Поручик Парамонов подошел к решению поставленной перед ним задачи совершенно основательно.
Сначала все присланные винтовки (144 единицы) были осмотрены самым тщательным образом (с разборкой), потом пристреляны на 200 шагах пятью выстрелами и на основании этих манипуляций были составлены журналы службы винтовки, в которые были занесены все замеченные недостатки.
Потом поручик сформировал команду из 10 человек, которые были тщательно обучены обращению с этой винтовкой. Цель была проста: получить возможность
"определить, по успехам остальных казаков учебной сотни, обученных, без всякой посторонней помощи, только этими одними учителями, и самую легкость обращения с подобным оружием в руках казаков".
После этого были сформированы две команды по 50 человек в каждой, причем одной команде дали винтовки Грина, а второй - дульнозарядные 6-линейные казачьи винтовки обр. 1860 года.
При этом, чтобы соблюсти равные условия, второй команде были выданы абсолютно новые винтовки, недавно полученные из Бельгии, которые были также тщательно осмотрены, а все замеченные недостатки были занесены в соответствующие журналы.
Обе команды стреляли в равных условиях, по одинаковым мишеням, в одно и тоже время, результаты фиксировались в специально заведенных журналах стрельбы (для каждой системы - свой).
Патроны готовились из одного пороха в местной мастерской, капсюли брались русского изготовления, а будущие стрелки обучались одинаково - как того требовали утвержденные наставления.
И, естественно, по окончании испытаний все винтовки (и Грина и казачьи) были снова тщательно осмотрены - на предмет фиксирования изменений в их состоянии.
Результаты испытаний
1. Пристрелка
Винтовки Грина показали гораздо лучшую кучность, чем казачьи винтовки (причем даже с выявленным браком): самая плохая серия из винтовок Грина "с брачком" легла в квадрат площадью 55 кв. дюймов, а самая плохая серия из казачьей винтовки "с брачком" - 351 кв. дюйм. Винтовки же без брака дали квадраты со сторонами 8,7х6,3 дюйма (Грин) и 14х13,4 дюйма (казачья). Стреляли с 200 шагов.
Отдельно была отмечена слабая отдача винтовки Грина, тогда как отдача казачьих винтовок
"доходит до того, что от сильной боли в плече, после первого-же выстрела, для последующих за тем выстрелов стрельба делалась возможной не иначе, как при довольно толстой и мягкой, в плечо, подкладкой".
2. Обучение владению винтовкой
С первыми десятью казаками поручик занимался сам и, по его словам, затруднений не встретил (хотя ему и пришлось заменить названия некоторых частей винтовки на более понятные казакам). Подготовленные же инструкторы самостоятельно смогли обучить команду в 50 человек в 3 дня "совершенно правильно", тогда как команда с казачьими винтовками, которую обучали два урядника, прошедшие курс в Тифлисской стрелковой школе,
"обучалась ровно 6 дней, да и то, как говорится, с грехом пополам".
3. Удобство заряжания
С точки зрения удобства заряжания винтовка Грина обошла казачью винтовку: унитарный патрон, который просто вкладывался в патронник, был явно удобнее патрона, который надо было "скусить", потом высыпать заряд в дуло, потом правильно оборвать остатки гильзы до осалки патрона и потом аккуратно, не касаясь шомполом ствола, догнать пулю до места.
Положительно были оценены прицел винтовки Грина, ее возможность долго находиться заряженной, а также удобство заряжания в любых положениях стрелка (тогда как казачью винтовку можно было правильно зарядить только стоя).
Нюанс был с курком, расположенным внизу: во-первых, он мешал комфортной прикладке, а, во-вторых,
"надетый на затравочный стержень капсюль иногда спадывает во время прицеливания".
4. Сравнительная точность
И здесь все у винтовки Грина обстояло очень хорошо: стрельба проводилась в три этапа на дистанциях от 200 до 1000 шагов, и
"ружья Грина, на всех расстояниях, по меткости своей, превосходят 6-линейные винтовки, и если уступают где либо вторым, да и то не всякий раз, то лишь только на расстоянии 1.000 шагов".
5. Скорострельность
При стрельбе с прицеливанием на дистанции 600 шагов из винтовки Грина удалось сделать за минуту 2,69 выстрела, причем попало 0,5 пуль, а из казачьей винтовки 1,75 выстрела с попаданием 0,3 пули.
В общем, все складывалось для винтовки Грина замечательно, но...
"О положительной невозможности производить стрельбу"
Сокрушительный удар по удачно начавшейся карьере винтовок Грина в России нанес генерал Мороз.
Еще только получив винтовки Грина, поручик Парамонов обратил внимание на один неприятный случай: прибывшие винтовки хранились в неотапливаемом сарае, и при температуре -10 град. густая смазка, которой они были покрыты, замерзла так, что открыть затворы стало невозможно.
Был и еще нюанс: стрельба осаленными патронами приводила к тому, что сало с них оставалось на затворе и частях ствольной коробки, и, как предположил поручик, может способствовать примерзанию затвора к ствольной коробке.
Естественно, дотошный поручик этот случай не забыл и, дождавшись сильных морозов (термометра у поручика не случилось, поэтому определял он температуру по хрусту снега под ногой), приказал зарядить 5 винтовок Грина патронами с чрезмерной осалкой, а 5 - с обычной и оставил их на морозе на сутки.
Испытания показали, что у всех винтовок затворы открылись нормально. Но после выстрела оказалось, что из первых пяти винтовок оставшуюся в стволе вторую пулю удалось продвинуть вперед только в двух, а во вторых пяти - в четырех, но при этом
"не иначе, как при помощи сильных ударов рукою о рукоятку цилиндра (затвора - ИО), чего в обыкновенное время никогда не случалось".
Но зарядить даже эти шесть оставшихся винтовок новым патроном не удалось: патроне входил в ствол и лопался от чрезмерного нажатия затвором.
Как оказалось,
"в том месте, где прежде находилась осаленная часть пули, поверхность каморы была покрыта, шероховатым на вид, слоем замерзшего сала".
Отогревшиеся же на русской печи, винтовки Грина заржались нормально.
Опыт сей поручик Парамонов озаглавил следующим образом:
"О положительной невозможности производить стрельбу из ружей двупульной системы Грина во время морозов".
И заключил:
"вот до какого грустного результата дошли наши опыты".
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
Учитывая столь же неудачный результат испытаний винтовки Грина у драгун, причина отказа от винтовки Грина, так сначала понравившейся, становятся понятны.
А поручик Парамонов - молодец. Те же драгуны до такой системы испытаний с таким уровнем фиксации, не додумались.
#историческое оружиеведение #казаки #огнестрельное оружие #винтовка грина #двупульная система
Как драгуны испытали винтовку Грина можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!