Найти тему
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ

Планируется закупка услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.

ВОПРОС ДНЯ

Планируется закупка услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на общую сумму более 80 млн руб. Нужно ли разбивать данную закупку на несколько лотов во избежание ограничения конкуренции?

ОТВЕТ

Заказчики формируют лоты исходя из собственных потребностей, но руководствуются принципами контрактной системы и ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, которая запрещает включать в состав одного лота товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные друг с другом.

Если в рассматриваемом случае существует несколько исполнителей, способных оказать услуги сразу по всем имеющимся маршрутам, то допустимо объединить их в один лот. Однако и в этом случае заказчик должен быть готов обосновать (доказать) технологическую и функциональную взаимосвязь каждого конкретного маршрута перевозок с остальными маршрутами, составляющими объект закупки. В противном случае объединять маршруты в один лот не рекомендуется.

Пример аргументации: «Комиссия УФАС соглашается с выводами заказчика о необходимости распределения маршрутов по территориальному принципу, а также объединения в объект закупки маршрутов, пролегающих в границах нескольких муниципальных образований Тульской области, ввиду наличия муниципальных образований, в которых нет регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемому тарифу (без предоставления льгот), в связи с отсутствием устойчивого пассажиропотока и доходности, и в границах муниципальных образований, в которых имеется наибольшая доходность.

В рассматриваемом случае потребностью заказчика выступает обеспечение гарантированного и бесперебойного движения транспортных средств в любое время года на территории муниципальных образований Тульской области, независимо от доходности того или иного маршрута. Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им своей основной деятельности.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования» (Решение Тульского УФАС России от 26.05.2020 по делу № 071/06/105-485/2020; см. также решения Челябинского УФАС России от 04.04.2019 по делу № 074/06/105-367/2019, Томского УФАС России от 07.08.2020 по делу № 070/06/106-175/2020).

Однако в некоторых решениях контрольных органов обосновывается и противоположный подход.

Пример аргументации: «Негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в ограничении состава участников закупки, поскольку фактически создает дополнительные требования о необходимости наличия у участников большего объема технических, кадровых и финансовых ресурсов. Это ведет к вытеснению малых хозяйствующих субъектов, неспособных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Таким образом, объединение работ в один лот с сопутствующим установлением значительных размеров НМЦК и суммы обеспечения заявки оказывает негативное влияние на количество потенциальных участников торгов, поскольку прослеживаемый приоритет в сторону организаций, обладающих значительными финансовыми возможностями, ставит большинство других организаций в неравное с ними положение.

Включение в один лот более одного маршрута влечет за собой ограничение конкуренции. Таким образом, необоснованное укрупнение лота (объединение маршрутов № 2а, № 19, № 22 в один лот) повлекло (могло повлечь) за собой ограничение доступа к участию в торгах, что запрещено ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ. В действиях заказчика имеются признаки нарушения ст. 17 Закона № 135-ФЗ» (решение Еврейского УФАС России от 23.11.2017 по делу № К-44/05).

Итак, наиболее безопасный для заказчика вариант — провести закупку услуг по организации пассажирских перевозок отдельно по каждому маршруту (т. е. по принципу «1 лот = 1 маршрут»). Если вы все же хотите объединить маршруты в один лот, то нужно заранее продумать обоснование необходимости осуществления именно такой закупки, а также подготовить доказательства отсутствия ограничения конкуренции (т. е. наличия нескольких перевозчиков, готовых оказать услуги сразу по всем маршрутам).

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы
ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк.