- Что для вас БАМ? – обратилась я к Вере Иннокентьевне Усовой, стаж работы на стройке у которой 22 года. К тому же профессия самая востребованная – каменщик-монтажник.
- Это, конечно, самая большая стройка Советского Союза. Ещё это – наша молодость. Мы, например, в Иркутске окончили ГПТУ-39, и у нас вся группа поехала на БАМ. А нас, вместе с подругой, оставляли в городе, предлагали даже квартиры в новом доме. Но мы отказались, решив ехать вместе со всеми. Но все потом как-то быстро уехали, а мы с подругой - Любой Захаровой остались вдвоём.
- Вы приехали в Усть-Кут в 1975 году. А дальше?
- Направление у нас было в Северобайкальск, но нас оставили здесь. Поселили в Бухенвальде – так называли бараки ЯГУ. Первый дом строили на Калинина, 4, где сейчас библиотека находится. Бригадиром был Иван Аверьяков, хороший парень и профессионал высокого класса.
- А вы родом из Иркутска?
- Нет. Родилась я в Качуге. В семье было шестеро детей. Мама работала дояркой на ферме, отец – скотником. Ещё раньше карбаса (парусно-гребное промысловое и транспортное средство) отправлял по реке.
- Тяжело было жить в многодетной семье? Хозяйство, наверное, большое держали?
- Да. Хватило всего. Родители работали, а мы домом занимались. Со скотом управиться: накормить, почистить стайки, еду сварить, постирать. Сначала я даже не хотела ехать учиться после 8 класса, думала ещё остаться и родителям помогать.
К нам тогда приезжали из Иркутска – набирали желающих учиться в училище. И мы вместе с Любашей попали в эти списки. Мы всегда были вместе: учились, работали, на БАМ приехали. Жаль, что не прочитает она уже о себе, нет её рядом с нами, - тяжело вздыхает женщина. – Здесь замуж вышли. И мужья наши дружили – в одной автоколонне работали.
- Давайте вспомним о том, как вы приехали в Усть-Кут. Вам тогда было только 19 лет. Совсем юная девушка.
- В бараке, куда нас поселили, жили и семейные пары, мы часто вечерами оставались с их детьми. Нам здесь понравилось. Специальность у нас была – каменщик-монтажник конструктивных зданий. Устроились в СМП-286 треста «Ленабамстрой». Пошли на кирпичную кладку.
В бригаде каменщиков было пять женщин, остальные все мужчины. А всех - человек 25. А когда строительство не велось, и канавы рыли, и уборкой занимались. Участвовали в соцсоревновании, занимали призовые места, на парад ходили, на все собрания тоже.
- Вера Иннокентьевна, расскажите о том, как сложилась ваша семейная жизнь?
- Николай, мой муж, приехал из Вологодской области на стройку, взяв билет до самой дальней станции. Без всякой путёвки, сам по себе. Он тоже каменщиком в нашей бригаде работал. Потом выучился на водителя, работал в автоколоннах №1, №5, №12. Чтобы не упустить меня, предложил руку и сердце.
- А, что, могли сбежать? Парней-то больше было, выбор был?
- Мы-то из деревни приехали, скромные были. В 1976 году у нас была свадьба, а вёл её Виктор Баженов. Недавно вот на празднике его увидела, спросила: «А ты помнишь, что был ведущим на нашей свадьбе?»
Он с нами каменщиком работал. Дали нам в общаге комнату. На следующий год сын родился. В 1981 – дочка, в 1984 – ещё один сын. Сначала в общежитии жили, уже позже получили квартиру, сначала - 3-комнатную, потом – 4-комнатную.
- Многие приезжали на БАМ, чтобы получить машину. А вы?
- Нет, я как-то про это не думала. Муж получил по целевому чеку «Ниву».
- Вера Иннокентьевна, судя по записям трудовой книжки, Вы ещё и в детском саду работали продолжительное время?
- Я когда родила сына, мне предложили пойти поработать в детский сад няней. Он тогда был ведомственным. Сначала была няней-санитаркой для годовалых детишек (представляете, каких малышей тогда сдавали в ясельные группы?), а потом перевели на другие группы, так как у меня не было медицинского образования.
Отработала там 9 лет, и снова пошла на стройку. Заведующая детским садом №41 не хотела отпускать, но я ушла в свою бригаду. В РЭБе строили детский сад, все 9-этажные дома наши, бассейн, железнодорожная больница.
- Дети рядом живут или разъехались?
- Старшие дочь с сыном сейчас в Иркутске живут, а младший - в Усть-Куте. Хозяйство держит, помогаю управляться. Пять внучек у меня. Умницы, красавицы.
- А они знают, что такое БАМ? Рассказываете им о стройке?
- Конечно, они же сначала здесь жили, потом переехали. Когда фотографии показываю, говорят: «Баба, вам же тяжело было работать, такие кирпичи тяжёлые таскали».
- Чем сейчас занимаетесь?
- Тружусь на дачах. У меня их две. Вот собираюсь одну продать, одной тяжело уже – мужа похоронила.
- Не жалеете, что не уехали вместе со всеми, а остались в городе?
- Нет, я ни о чём не жалею.
- На ваш взгляд, чем отличается ваше поколение бамовцев?
- Раньше все стремились работать, никто не прогуливал. Дружные были, помогали друг другу во всём. Душевнее был народ, проще. Сейчас вот иногда читаю – ехали на БАМ за большими деньгами, машинами. А я скажу, что у меня, например, такой цели не было. Просто собралась и поехала.
- Ваши пожелания ветеранам БАМа?
- Здоровья, благополучия. Что нам теперь уже надо? Чтобы дети, внуки не забывали. Многих с кем дружила, работала, уже нет. Нам нужно жить за себя и за них.
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Благодарю всех за комментарии!