Прошло 50 лет с тех пор, как люди в последний раз посещали Луну, и даже роботизированные миссии были редки. Но единственный естественный спутник Земли вот-вот будет переполнен.
По меньшей мере шесть стран и целый ряд частных компаний публично объявили о более чем 250 полетах на Луну , которые состоятся в течение следующего десятилетия. Многие из этих миссий включают планы создания постоянных лунных баз и в значительной степени мотивированы стремлением оценить и начать использовать природные ресурсы Луны. В краткосрочной перспективе ресурсы будут использоваться для поддержки лунных миссий, но в долгосрочной перспективе Луна и ее ресурсы станут важнейшими воротами для миссий к более широким богатствам Солнечной системы.
Но эти высокие амбиции сталкиваются с надвигающимся юридическим вопросом. На Земле владение природными ресурсами основано на территориальном суверенитете. И наоборот, статья II Договора по космосу — соглашение 60-летней давности, регулирующее деятельность человека в космосе, - запрещает государствам претендовать на территорию в космосе. Это ограничение распространяется на луну, планеты и астероиды. Итак, как же будут управляться космические ресурсы?
Я юрист, который занимается мирным и устойчивым использованием космоса на благо всего человечества. Я полагаю, что 2020-е годы будут признаны десятилетием, когда люди превратились в по-настоящему космический вид, который использует космические ресурсы для выживания и процветания как в космосе, так и на Земле. Чтобы поддержать это будущее, международное сообщество работает по нескольким каналам над разработкой основы управления космическими ресурсами, начиная с ближайшего соседа Земли — Луны.
Лунные миссии за лунными ресурсами
Возглавляемая США программа "Артемида" представляет собой коалицию коммерческих и международных партнеров, первой целью которых является возвращение людей на Луну к 2024 году. В конечном счете, план состоит в том, чтобы создать долгосрочную лунную базу. Россия и Китай также объявили о планах создания совместной Международной лунной исследовательской станции и предложили международное сотрудничество. Несколько частных миссий также разрабатываются такими компаниями, как iSpace , Astrobotic и несколькими другими .
Цель этих миссий - определить, какие ресурсы на самом деле имеются на Луне, где они расположены и насколько сложно будет их добыть . В настоящее время самым ценным из этих ресурсов является вода. Воду можно найти в основном в виде льда в затененных кратерах в полярных регионах . Он необходим для питья и выращивания продуктов питания, но при расщеплении на водород и кислород его также можно использовать в качестве топлива для заправки ракет , возвращающихся на Землю или путешествующих за пределы Луны.
Другие ценные ресурсы на Луне включают редкоземельные металлы, такие как неодим, используемый в магнитах, и гелий—3 , который может быть использован для производства энергии .
Текущие исследования показывают, что на Луне есть лишь несколько небольших участков, содержащих как воду, так и редкоземельные элементы . Такая концентрация ресурсов может создать проблему, поскольку многие из запланированных миссий, скорее всего, будут направлены на разведку одних и тех же районов Луны.
Пыльный вопрос
Последний человек на Луне, астронавт "Аполлона-17" Юджин Сернан, назвал лунную пыль "одним из самых раздражающих и ограничивающих аспектов лунной поверхности ". Луна покрыта слоем мелкой пыли и мелких острых обломков скал, называемых реголитом. Поскольку на Луне практически нет атмосферы, реголит легко разносится, когда космический корабль приземляется или движется по лунной поверхности.
Частью миссии "Аполлона—12" 1969 года было возвращение на Землю фрагментов "Сюрвейера—3" - американского космического корабля, который приземлился на Луну в 1967 году для изучения ее поверхности. Лунный модуль Apollo 12 приземлился в 535 футах от Surveyor 3, но после осмотра инженеры обнаружили, что частицы, выброшенные выхлопными газами Apollo 12, пробили поверхность Surveyor 3, буквально встраивая реголит в оборудование .
Нетрудно представить, как спускаемый аппарат или даже лунаход одной страны проходит слишком близко к космическому аппарату другой страны и наносит значительный ущерб.
Потребность в правилах
Поскольку в 2000-х годах усилия по возвращению на Луну начали набирать обороты, НАСА было настолько обеспокоено разрушительным потенциалом лунной пыли, что в 2011 году выпустило ряд рекомендаций для всех космических организаций. Цель состояла в том, чтобы защитить "Аполлон" и другие американские объекты на поверхности Луны, представляющие историческую и научную ценность. Рекомендации реализуют "зоны отчуждения ", определенные НАСА как "пограничные зоны, в которые не должны входить посещающие космические аппараты". Эти предложения не подлежат исполнению в отношении какой-либо организации или государства, если только они не заключили контракт непосредственно с НАСА.
Сама концепция этих зон нарушает простой смысл и намерение статьи II Договора по космосу. В статье говорится, что ни одна область космоса не подлежит "национальному присвоению" путем "использования или оккупации". Создание зоны отчуждения вокруг посадочной площадки или места добычи полезных ископаемых, безусловно, можно считать оккупацией.
Однако Договор по космосу действительно предлагает потенциальное решение.
Международные действия
Статья IX Договора по космосу требует, чтобы вся деятельность в космосе осуществлялась "с должным учетом соответствующих интересов других". В соответствии с этой философией многие страны в настоящее время работают над совместным использованием космических ресурсов.
На сегодняшний день 21 страна согласилась с Соглашениями Артемиды , которые используют положение о должном учете Договора по космосу для поддержки развития зон "уведомления и координации", также называемых "зонами безопасности". Хотя 21 страна - это немалое число, в настоящее время соглашения не включают такие крупные космические державы, как Китай, Россия или Индия.
В июне 2022 года Комитет Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях сформировал Рабочую группу по правовым аспектам деятельности в области космических ресурсов . Мандат этой группы заключается в разработке и рекомендации принципов, касающихся "исследования, эксплуатации и использования космических ресурсов". Хотя группе еще предстоит рассмотреть вопросы существа, по крайней мере одна страна, не участвующая в соглашениях Артемиды, Люксембург, уже выразила заинтересованность в создании зон безопасности.
Эта рабочая группа - идеальный путь, с помощью которого зоны безопасности, подобные тем, которые изложены в Соглашениях Артемиды, могли бы получить единодушную международную поддержку. For All Moonkind , основанная мной некоммерческая организация, состоящая из космических экспертов и ветеранов НАСА, имеет миссию по поддержке создания защитных зон вокруг объектов исторического значения в космосе в качестве первой версии зон безопасности. Хотя первоначально это было вызвано усиливающейся лунной пылью, зоны безопасности могли бы стать отправной точкой для разработки функциональной системы управления ресурсами и территорией в космосе. Такое действие защитило бы важные исторические объекты . Это также может иметь дополнительное преимущество, заключающееся в том, что управление ресурсами рассматривается как инструмент сохранения, а не эксплуатации.
P/S:Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки