("Операция "Арго", Argo, 2012, США)
Обидеть Канаду может далеко не каждый, даже если сильно постарается. Однако в 2012-м это всё же удалось Бену Аффлеку со своей "Операцией Арго", где он выступил как режиссер и исполнитель ведущей роли. И даже три Оскара, включая главный, лента Бени в итоге завоевала, а вот Канада, поди ж ты - всё равно огорченно заскрипела зубами (про Иран и не говорю - проще перечислить, на кого он не "скрипит"); хотя, возможно, сегодня канадцы Аффлека уже и простили - я не в курсе.
А всё потому что в реалиях Канада, ее власти и ее посольство в Иране в 1979-80 гг. сыграли куда более важную роль в событиях, "живописуемых" Аффлеком в своем "Арго". В связи с чем он всё же принес канадцам свои извинения, в том числе в финальных титрах картины - так себе утешение, ну да ладно.
Вопреки тому, что фильм увешали престижными наградами и номинациями, будто северокорейского генерала медалями, в России он "прокатился" без особого внимания к нему завсегдатаев кинотеатров.
Хотя оно и понятно. Как ни крути, но у нас Иранская революция 1979 года привлекает разве что историков, а для массового зрителя она немногим интереснее урчания воды в раковине, или лекции по почвоведению. Даже я на что не привык игнорировать такие киноновинки, но до "Арго" добрался лишь через год после премьеры. И то без явной охоты. Просто не было ни малейшего желания смотреть очередную хмурую и сморщенную, как лицо бедуина, вариацию "Сирианы", с которой у меня почему-то ассоциировалась лента Аффлека после знакомства с ее анонсами.
И тут я, разумеется, оказался по всем пунктам неправ. Ибо "Операция "Арго" - действительно картина настолько зрелищная и захватывающая, насколько это вообще возможно в границах специфической темы мировой политики на основе "документалистики". И Аффлек, как режиссер, раскрыл перед нами весь свой нехилый творческий потенциал (жаль только, как актер он в этом собственном фильме уже средненький). По крайней мере создатель "Прощай, детка, прощай" и "Города воров" планку качества в тот год не уронил и троекратный Оскар лучшее тому свидетельство.
Чтобы удостовериться, насколько всё-таки режиссура - призвание Бена, хватит и первых 20 минут "Арго". Начинающегося с жуткой сцены: как в ноябре 79-го толпа религиозных фанатиков берет штурмом посольство Штатов в Тегеране.
Поверьте, даже атаки ксеноморфов в кэмероновских "Чужих" смотрятся менее напряженно, чем это вторжение визгливых бородатых отморозков - в офисы интеллигентных клерков в очёчках. Которым, разумеется, в их бодании с фанатиками, после того, как те смели посольскую охрану, абсолютно ничего не улыбалось. Поэтому немудрено, что они с треском проиграли, став заложниками в количестве 52 человек.
Впрочем, их дальнейшее освобождение - тема уже совсем другого фильма. А Аффлека интересуют не эти полсотни заложников, а те шесть счастливчиков, кому повезло таковыми не стать. Хотя, чудом успев сбежать из разгромленного посольства и укрыться в другом, канадском, эти ребята вовсе не очутились в безопасности. Более того - теперь они грозили подставить под удар и канадцев, коим покамест в Тегеране участь американцев не грозила.
Короче говоря, этих "беспризорников" требовалось срочно эвакуировать из бурлящего Ирана. А поскольку сделать это легально было нельзя, за работу взялось ЦРУ. В лице башковитого агента Тони Мендеса (Аффлек), который на такого рода операциях не одного лабрадора без соли и кетчупа съел.
Виртуозная авантюра, что организовал и провернул Тони, вошла впоследствии в учебники по разведке и была рассекречена в 90-е Биллом Клинтоном. Поэтому в демонстрации тактики Мендеса Аффлек, надо думать, не шибко приукрасил, или исказил факты. Ну кроме "оголливуженной" им развязки, что в реальности была не столь экшенистой, хотя это уже так, мелочи.
А масштабный блеф, устроенный Мендесом, выдался и впрямь грандиозный. Ведь для того, чтобы переправить шестерых граждан США из Ирана на родину, Тони пришлось идти на поклон... к Голливуду! И просить кое-кого из известных продюсеров организовать фиктивные съемки крупнобюджетного блокбастера. Того, что якобы планировалось снимать на иранской натуре - безумная легенда, под прикрытием которой Мендес и собирался работать в Тегеране, устраивая побег своим подопечным...
***
В общем, хороший, конечно, режиссер Беня Аффлек, да только после коммерческого фиаско своего "Закона ночи" (и фиаско закономерного - кино и вправду скучноватое) как-то он приуныл и давненько уже ничего не снимал.
А ведь может, чертяка, когда захочет! Сами гляньте: вон, даже на такой малоинтересной основе, как международные политразборки 40-летней давности, он забабахал мощный шпионский триллер, ставший вскоре классикой жанра.
До сих пор так и не посмотрели? А зря - пора бы наверстать упущенное, ведь и смотрится, и пересматривается "Операция "Арго"" замечательно. В чем, бесспорно, заслуга не только Аффлека, но и целой банды крутых звезд. Но особенно ветеранов Алана Аркина и Джона Гудмана, чей дуэт - главное украшение картины, пусть даже оба играют лишь на вторых ролях.
P. S. Кстати, небезынтересный момент: сценарий для "маскировочного" блокбастера Тони Мендеса был написан по одноименному роману Роджера Желязны "Lord of Light" (в России издавался под названием "Князь света"). Причем съемки этой картины на самом деле Голливудом планировались, но, увы, в результате так и не состоялись.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):
Всем, кто хочет угостить автора коньячком: