Так уж устроено, что для кого-то одни вещи кажутся обыденными и рядовыми, а для других это становится каким-то открытием.
Когда мы плыли в круизе по Волге на нашем маршруте встретился всего 1 шлюз. Но большой и красивый!
Я ещё со школьных времён знала принцип работы шлюзов, но без деталей и нюансов (хотя может и знала, но забыла).
А когда мы подошли к шлюзу оказалось, что не все знают даже поверхностную информацию. Был молодой человек который каждый день ездил в институт именно по стенам Волжской ГЭС (в шлюз которой мы зашли), но он не знал ничего про его устройство.
И тогда я решила снять серию видео про шлюзы. Вы их можете посмотреть на моей страничке.
А тут простым языком постараюсь рассказать как же на реке опускают и поднимают суда на большую высоту (в случае шлюза 31 это 17 метров).
Как говорится, все гениальное просто.
Шлюз сделан в виде герметичной камеры в которую заходят суда. Оказавшись внутри закрываются задние ворота и открываются задвижки на специальных трубах. Если корабль опускают, то открывают трубы на слив, если поднимают, то на наполнение. На реках не требуется даже ни каких насосов для этого. На каналах используется дополнительная сила перекачки воды.
То есть за счёт наполнения камеры водой или сливом ее судно поднимается или опускается. При этом уровень воды за воротами с обоих сторон остаётся неизменным.
Когда уровень воды сравнивается с уровнем воды за передними воротами по направлению хода судна их (ворота) открывают и судно переходит в следующую камеру (как в нашем случае), либо покидает шлюз.
То есть сама вода поднимает или опускает суда, а ворота служат такими же дверцами лифта, как и в шахтах, что бы защитить пользователей от происшествий.
Но как корабли не бьются о стены шлюзов и другие суда находящиеся в камере?
Их швартуют специальными тросами к тумбам на берегу, а в нашем случае к рымам. Рыма - это такой крюк на стене на который накидывают швартовые и во время спуска/подъёма судна они движутся синхронно с уровнем воды. В зависимости от длинны судна необходимо отдать разное количество швартовых.
У нас были 2 шлюзовые камеры. Уровень воды в них скидывали очень быстро, около 3-4 минут в каждой, всего 17 метров. Гораздо дольше открывали/закрывали ворота и швартовали теплоход.
Весь шлюз мы прошли примерно за час.
Но в момент прохождения шлюза практически все гости теплохода вышли на палубы и с интересом наблюдали за происходящим.
Конечно, шлюзы это сложное гидротехническое сооружение, где работают специалисты несущие огромную ответственность за различные этапы работы.
И все нюансы про то к какой стене швартовать судно в зависимости от ветра, как входить и выходить в камеры и так далее обычному человеку знать не обязательно.
А вот ознакомиться с основными моментами работы шлюзов будет полезно каждому.
Готовя серию постов про шлюзы я сама лично изучила очень много информации по работе и устройству шлюзов. И это очень здорово! Возможно не ведя страничку я бы даже не задумалась о многих вещах, а так благодаря вам, моим читателям, и я стала чуточку образованнее)
А вы знали как работают шлюзы?
Доводилось проходить по ним?
Если есть какие-то поправки или дополнения с удовольствием ознакомлюсь с ними)
А если Вам понравилась моя статья буду признательна обратной связи и подписке.
В следующих постах расскажу про Волгоград и Астрахань.
#теплоход #шлюз #отпуск #россия #надознать