На протяжении нескольких месяцев специальная военная операция (СВО) оставалась для жителей нашей Родины где-то на задворках информационного пространства. Кто как мог приспособился к новым реалиям с подскочившими ценами и убежавшими за кордон магазинами и жил в новой реальности со своими повседневными проблемами и заботами. И вдруг крупное поражение и немой вопрос, а что дальше? Российская история последнего времени изобилует примерами, когда воодушевление и победы сменялись провалами и беспомощностью. Провели великолепную Олимпиаду - попались на допинге, вернули Крым - остались без пенсий и т.д. Подобные события уж точно не вселяют уверенности в завтрашнем дне и заставляют задумываться о просчетах и последствиях.
О военных просчетах говорить не буду, есть специалисты, да даже целые министерства, которые обладают куда большей компетенцией в этом вопросе, чем я, но есть один просчет, который лежит на поверхности, но практически не освещен в СМИ.
Боевые действия идут на чужой территории. Можно при наличии ресурсов занять любой город, но этого недостаточно, нужно его еще и контролировать. А с этим возникают большие проблемы. С ними сталкивался и СССР в Афганистане, и США в Ираке, и даже Римская и Британские империи. Решить эту проблему можно двумя способами: 1) зачисткой коренного населения и заселением этих территорий населением собственным (так поступали при освоении Америки), либо показать преимущества сотрудничества с собственной страной, т.е. добиться лояльности местных жителей (именно благодаря этому успешно была реализована операция по присоединению Крыма).
Что же у нас происходит на Украине? До начала боевых действий большинство населения было аполитичным. Конечно были и сторонники воссоединения с Россией и отмороженный молодняк кидающий зиги, но они составляли лишь несколько процентов от общего населения. Остальные занимались своими делами: работали, учились, растили детей, ходили по поликлиникам. Что случилось с началом СВО? Кто-то уехал, кого-то мобилизовали, кто-то потерял дом, работу, родных, здоровье. Неизменно одно - это потери. Можно сколько угодно говорить, что Киевский режим прятал технику в живых кварталах, прикрывался людьми и т.д. Но для обывателя очевидно одно - не было войны, ему было где жить, где работать, он мог строить планы на будущее и тут всего этого лишился. О какой лояльности местного населения в такой ситуации может идти речь? Основные реакции будут две - или пытаться спастись и ждать, что будет дальше, или мстить тем, кто разрушил их жизнь. А кому будут симпатизировать жены и дети мобилизованных в ВСУ, которые до боевых действия могли даже вполне лояльно относиться к России?
Таким образом, говорить о большом количестве дружественного населения на занятых территориях не приходится. В лучшем случае оно безучастно к происходящему. А это приводит к проблемам контроля территорий. Конечно, можно насытить города вооруженными силами, осуществлять фильтрации, выставлять блок посты... Да только... Только кто тогда будет воевать, если огромное количество военных необходимо для поддержания порядка на местах? Вот и получаем фронт размазанный тонким слоем человеческих ресурсов на тысячи километров.