Найти в Дзене
Ясмин Карелина

Отделить влияние других культур от себя

Период обучения в ин язе стал и периодом частых поездок по другим странам, и мне уже было совершенно непонятно, чем я отличаюсь от французов и что значит "я русская". Я не смотрела советские фильмы, русские были намного хуже, не слушала русскую музыку, а французский язык - это вообще что-то волшебное и родное, английский чужой в этом плане. Ведь чтобы прочитать даже "Войну и Мир" надо знать французский. К тому же именно во французском лексика интуитивно понятна, как будто я с этим родилась. В общем, я была очарована Парижем и Францией. Не могу промолчать только, что и тогда некоторые французские книжонки повергали меня в шок своей пошлостью. Это была какая-то философская мысль о том, что можно быть гражданином мира. И может быть, и какая-то пропаганда. А может быть, просто проходящее веяние времени. Я не единственная, кто на нее попался. У меня во дворе живет ровесница с семьей, мы читали те же книги в одно и то же время. Она тоже хотела переехать в другую страну, но в результате пере

Период обучения в ин язе стал и периодом частых поездок по другим странам, и мне уже было совершенно непонятно, чем я отличаюсь от французов и что значит "я русская". Я не смотрела советские фильмы, русские были намного хуже, не слушала русскую музыку, а французский язык - это вообще что-то волшебное и родное, английский чужой в этом плане. Ведь чтобы прочитать даже "Войну и Мир" надо знать французский. К тому же именно во французском лексика интуитивно понятна, как будто я с этим родилась.

В общем, я была очарована Парижем и Францией. Не могу промолчать только, что и тогда некоторые французские книжонки повергали меня в шок своей пошлостью.

Это была какая-то философская мысль о том, что можно быть гражданином мира. И может быть, и какая-то пропаганда. А может быть, просто проходящее веяние времени. Я не единственная, кто на нее попался. У меня во дворе живет ровесница с семьей, мы читали те же книги в одно и то же время. Она тоже хотела переехать в другую страну, но в результате перебралась из Белгорода в Москву.

Я же прекрасно помню, как вопрос моей однокурсницы, с которой мы вместе учили французский и ездили к друзьям-французам, а потом принимали их в России: хотела бы ты тут жить? Нет, совершенно не хотела в тот момент. Мне было года 22, а ей 28.

В 25 я вдруг захотела жить в Эмиратах. Я сидела на пляже, в каждую сторону от меня был только песок и редко люди. Я читала "Монах, который продал свой Феррари", книга, надо сказать, обычно ниже моего достоинства, но тем не менее, слов из песни не выкинуть. И мне на плечо села белая бабочка. В этот момент решение было принято.

Пожив в пустыне среди нерусских людей, я поняла, чем отличаюсь. У меня совершенно другое образование. Логика - это часть моего мышления, а у арабов логика не принимается как основа для мышления. Это, конечно, удивительно. За 9 лет я смогла вобрать в себя их образование и почувствовать их воспитание. Их образование очень экстенсивное, требует много запоминать, с чем у меня проблем, кстати, не было, но и интереса не вызывало. В их науках не-арабам делать совершенно нечего, потому что времени, потраченного на изучение языка, не наверстаешь.

И вот здесь уже более заметная для меня агитация, которой я, опять же, поверила и приняла за правду, пока не могла доказать противоположное. Идея, что человек может прийти к правильной религии, и что этого вообще можно от него требовать, - ложная. Этого требовать нельзя. Человек не должен искать правильную религию. Если он верит в Бога, он просто впадает в течение, которое есть в его местности. Обратное - невозможно.

И, конечно, мне казалось странным, когда сотрудник посольства в Эмиратах, которому можно было звонить в экстренных ситуациях, и с которым мы болтали часами по телефону просто так, как-то рассмеялся, когда я сказала, что изучаю исламские науки в официальном учебном учреждении Эмиратов и в арабском университете. Он отослал меня к книгам преподавателей из МГИМО. Я до сих пор не согласна.

Тот сотрудник, к сожалению не помню его имени, но очень ему благодарна за те беседы, тоже агитировал за свое мировоззрение.

Я думаю, что мир, правду, культуру и традиции нужно познавать как они есть, как родные, а не привязывать ко всему какую-либо пропаганду. Наоборот, эти шаблоны одних народов о других никуда не годятся.

Только вернувшись в Москву, я стала понимать, какая я. Я - не то, что я читаю, смотрю или слушаю. Я намного больше то, что вокруг меня. И, похоже, невозможно влепить человеку из Москвы, ни другую религию, ни другую культуру. Я заметила в себе даже какие-то языческие всплески. Этим летом бродили со всей семьей по ручейку в Коломенском, а под деревьями играл человек какие-то языческие мотивы, я не знаю, что это за музыкальный инструмент, но этот человек там бывает, посиживает и играет. Эта музыка настолько сочеталась со всем вокруг! С ледяной водой в знойный день, с лучами света, проникающими сквозь кроны деревьев. С холмом, на котором яблоневый сад. С оврагом, где я еще ребенком бегала в этом ручейке. Где играла моя мама, приходя с бабушкой и прабабушкой, которую я уже не застала.

Теперь мое отношение к Франции кажется мне лишь увлечением и иллюзией. А примером для подражания все явнее и явнее становится Николай II со своей семьей.

Можно ли перестать быть идеалисткой?

-2