Найти в Дзене
История живописи

История одной итальянской семьи в акварелях Карла Брюллова

Сегодня, пожалуй, продолжим сюжет о тематических акварелях Карла Брюллова, начатую в этой статье: Серия из двух акварелей (а в конце статьи вы узнаете, что скорее все-таки трех) и одной сепии показывает нам сценки из жизни итальянской семьи в поступательном ее развитии. Все эти работы художник создал находясь в Италии как пенсионер Академии художеств, которую закончил с высшей наградой - большой золотой медалью. Причем акварели он создавал тогда, когда уже работал над своей "звездной" картиной, которая принесла ему известность и славу. В том числе по этим работам (и по другим из его "Итальянского альбома") можно увидеть как художник "перерастал" академическую школу Академии и превращался постепенно в большого мастера, который через несколько лет удивит европейских (а затем и российских) зрителей своим "Последним днем Помпеи". Открывает сюжет акварель, на которой мы видим приготовление семьи к рождению ребенка: будущая мама держит в руках и смотрит, улыбаясь, на маленькую детскую распаш

Сегодня, пожалуй, продолжим сюжет о тематических акварелях Карла Брюллова, начатую в этой статье:

Серия из двух акварелей (а в конце статьи вы узнаете, что скорее все-таки трех) и одной сепии показывает нам сценки из жизни итальянской семьи в поступательном ее развитии. Все эти работы художник создал находясь в Италии как пенсионер Академии художеств, которую закончил с высшей наградой - большой золотой медалью.

Причем акварели он создавал тогда, когда уже работал над своей "звездной" картиной, которая принесла ему известность и славу. В том числе по этим работам (и по другим из его "Итальянского альбома") можно увидеть как художник "перерастал" академическую школу Академии и превращался постепенно в большого мастера, который через несколько лет удивит европейских (а затем и российских) зрителей своим "Последним днем Помпеи".

"Итальянская семья (В ожидании ребенка)", К.П. Брюллов, 1831. Русский музей, СПб.
"Итальянская семья (В ожидании ребенка)", К.П. Брюллов, 1831. Русский музей, СПб.

Открывает сюжет акварель, на которой мы видим приготовление семьи к рождению ребенка: будущая мама держит в руках и смотрит, улыбаясь, на маленькую детскую распашонку. Тем временем ее муж мастерит из дерева колыбель для будущего малыша. Картина пронизана светом, хорошим настроением и приятными хлопотами. Это потом будут ночные бдения, страхи и суета - сейчас есть только приятное ожидание.

"Мать, просыпающаяся от плача ребенка", К.П. Брюллов, 1831. Русский музей, СПб.
"Мать, просыпающаяся от плача ребенка", К.П. Брюллов, 1831. Русский музей, СПб.

А на этой сепии мы уже видим те самые "ночные бдения", о которых я упомянул выше. Здесь мы видим уже спальню родителей и колыбель, которую отец семейства успел соорудить в срок. Сам он спит (или притворяется - всякое бывает) отвернувшись к стене, а мама уже проснулась и слезает с кровати, чтобы успокоить дитя.

"Итальянка с ребенком у окна", К.П. Брюллов, 1831. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва. Год создания акварели написан римскими цифрами на колыбели.
"Итальянка с ребенком у окна", К.П. Брюллов, 1831. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва. Год создания акварели написан римскими цифрами на колыбели.

А завершает трилогию вот эта идиллическая картина, на которой мы видим все ту же маму с уже подросшим ребенком. Девушка мечтательно, а малыш с любопытством (присущим его возрасту) смотрят в распахнутое окно. Мне видится, что эмоционально эта картина возвращает нас к первой работе из этой серии.

Казалось бы можно и закончить на этом рассказ. Но есть еще одна любопытная акварель Карла Брюллова, которую соотносят с литературным произведением Нестора Кукольника "Психея", по которому Брюллов создал несколько своих художественных работ. И эта акварель, на мой взгляд, показывает нам начало всей этой итальянской семейной истории.

"Прерванное свидание (“Вода уж чрез бежит...”)", К.П. Брюллов, 1827-1830. Третьяковская галерея, Москва. По Н. Кукольнику героев этой картины звали Джакомо и Марианна.
"Прерванное свидание (“Вода уж чрез бежит...”)", К.П. Брюллов, 1827-1830. Третьяковская галерея, Москва. По Н. Кукольнику героев этой картины звали Джакомо и Марианна.

Не совсем понятно кто кого воодушевил - писатель художника или наоборот, но точно известно, что новелла (с гравюрами на акварели Брюллова) была издана позднее, в 1841 году, в ней этот эпизод описан так:

... под водометом стояло ведро, вода давно его наполнила и бежала через верх полным кругом, как колпак; девушка одну руку протянула к ведру, другою подавала розу молодому человеку, который, вероятно, испуганный неожиданною свидетельницею дружеских его объяснений, отворотился от Марианны в противную сторону и, покраснев до ушей, манил рукою собаку; он воображал, что эта хитрость совершенно увольнит Марианну от наставлений, упреков...

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.