Район Замоскворечье один из самых небольших и в то же время старейших мест Москвы. Это удивительный район, который сохранился до наших дней в условно неизменном виде. На фоне развивающейся инфраструктуры города он выделяется своими неповторимыми историко-культурными особенностями. Замоскворечье по праву считается культурным центром города. Здесь перед нашим взором предстанут старинные усадьбы, церкви, дома, построенные и украшенные по традициям того времени. Несмотря на свою непростую судьбу это место сумело запечатлеть и пронести сквозь века хоть и малую, но важную часть себя.
Происхождение названия
В старину Замоскворечье называли Заречьем. Своим названием она обязана местоположению – образовалась она в изгибе Москвы-реки, которая отделяла Заречье от района Кремля.
История района Замоскворечье
Первые упоминания о Замоскворечье встречаются в рукописном документе 1365 года.
В старину эта земля заселялась медленно ввиду постоянных подтоплений и набегов вражеских войск на город. На этой территории были пастбища, луговина перед Кремлем именовалась Великим лугом, был разбит здесь Государев сад. В дальнейшем здесь обстраивались садовые слободы, а ткачи, бондари, кожевники, кузнецы предлагали свой товар быстро растущему городу. Отражение этих слобод мы можем найти в названиях улиц Новокузнецкая, Кожевническая. Именно здесь проходила дорога, по которой во времена уплаты дани Золотой Орде везли собранный налог. Сегодня этот тракт носит название ул. Большая Ордынка. Располагалась здесь и иноземная слобода – Татарская в близи нынешних улиц Пятницкой и Большой Татарской. Жителями ее были выходцы с Поволжья и Золотой Орды.
Во времена правления Петра 1 жизнь в Замоскворечье заметно изменилась – территория заселяется купцами и их семьями, строятся крупные дворянские усадьбы. Но после пожара 1812 года большая часть построек оказалась уничтожена.
Вторая половина 19 столетия снова вносит свои коррективы в облик Замоскворечья. На этот раз территория обрастает заводами и мануфактурами. Но по-прежнему преобладает застройка дворянскими усадьбами с обширными садами, которая остается актуальной до начала 20 столетия.
В 20 веке, как и на всю территорию Москвы, сюда пришла постреволюционная застройка и характерные для нее многоэтажные дома и переделка дворянских усадеб под коммунальные квартиры. Но многие объекты удалось сохранить благодаря тому, что уже во второй половине 20 века многие улицы признали заповедной зоной.
Достопримечательности Замоскворечья
Дом писателей
Дом строился в 30-е годы по распоряжению Сталина в две очереди – довоенное и послевоенное время. Сам дом лишен какого-либо декора. В доме жили писатели: Агния Барто, Борис Пастернак, Михаил Пришвин и многие другие. Это здание было оборудовано и большими четырехкомнатными квартирами и совсем маленькие двухкомнатные. На крыше здания находится не совсем вписывающаяся в общий стиль строения башенка. Она появилась в самом начале войны и была оборудована для зенитчиков. Во дворе дома находятся каменные палаты 18 века – Стрелецкие палаты, в которых сейчас располагается музей.
Адрес: Лаврушинский переулок, 17, ст. 2
«Вдовий дом»
Этот дом являлся приютом для вдов и сирот русских художников. Здание было построено на средства по завещанию Павла Третьякова – видного деятеля 19 века, предпринимателя, мецената, коллекционера. Приют имел все необходимое: достаточно просторные квартиры, а также общую комнату, общую кухню с печами и вытяжками для самоваров. Существовали определенные правила как попасть в этот приют и каким образом здесь проживать, и до какого возраста. В качестве приюта здание функционировало буквально до революции. После всех революционных событий произошли определенные изменения и некоторые перестройки. Здесь обустроили некое жилое пространство и поселили других художников. Были надстроены два этажа и дом лишился щипцовых кровель, очень красивого декора фасада и сегодня здание выглядит совсем по-другому. Нынче здание относится к Третьяковской галерее и здесь располагаются научные отделы. Единственным напоминанием сегодня о том каким был задуман этот дом остается Васнецовское крыльцо, которое отсылает нас к русскому стилю.
Адрес: Лаврушинский переулок, 3/8, строение 2
Третьяковская галерея
Создатель Третьяковской галереи является Павел Третьяков. Это относительно молодой музей, ему чуть больше 150 лет. Собирать свою коллекция П. Третьяков начал в 1856 году. Коллекция очень быстро разрасталась и в 1872 году пришлось возводить пристройки. Спустя около 10 лет после покупок первых картин, когда коллекция стала уже действительно большой – Павел Третьяков открыл двери своего дома, чтобы показать их публике. В конце 19 века, незадолго до своей смерти здание было принесено в дар городу со всей имеющейся коллекцией. Павел Третьяков увлекался именно русской живописью и первые две картины с которых и начался музей, он купил именно у русских художников. Его интересы распространялись от русских икон до картин современников поэтому здесь можно увидеть образцы произведений начиная с 12 века.
Адрес: Лаврушинский переулок, 10
Палаты Аверкия Кириллова
В центре Москвы на набережной Москвы-реки расположились старинные жилые палаты. Это единственная сохранившаяся усадьба 17 века в Москве. При царе Алексее Михайловиче набережную занимали царские сады. Государственными садами заведовал боярин Аверкий Кириллов. В 17 веке он прославился строительством своих каменных палат и усадебной церкви Николая Чудотворца. Уже тогда палаты и храм своим видом поражали современников. Дом был построен в новомодном стиле барокко. Наиболее изысканна его верхняя часть с мезонином – ее украшают множество нарядных деталей. В конце 17 века рядом с палатами и перед церковью была воздвигнута надвратная колокольня. К ней примыкали двухэтажные корпуса для церковного причта. В петровские времена владельцем стал Петр Васильевич Курбатов. Он перестроил дом по своему вкусу, но не нарушил сложившийся архитектурный ансамбль. С середины 18 столетия усадьба стала называться Курьерским домом. Здесь обитали сенатские курьеры. В 1870 году в палатах Кириллова разместилось Московское археологическое общество. После революции здание перешло в ведение Центральных Государственных реставрационных мастерских. В это время была снесена храмовая колокольня и прекратились богослужения в церкви. Впоследствии палаты заняли под общежитие для строителей. После ВОВ в палатах обосновался Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, который находится здесь до сих пор.
Адрес: Берсеневская набережная, 20
Храм Священномученика Климента Папы Римского
На перекрестке улицы Пятницкой и Клементовского переулка располагается церковь Святого Климента. Когда-то его называли «Корона Замоскворечья». Первые сообщение о храме датируются началом 17 века.
Храм перенес пожар 1812 года в Москве, войны и революции сохранив подлинные интерьеры 18 столетия, чудом дошедшие до нашего времени. История храма неразрывно связано с появлением стрелецкого войска при Иване Грозном. В мирное время стрельцы несли гарнизонную службу выполняя обязанности нынешних полицейских и пожарных. Для расселения войска были выделены земли в Воробьевой Слободе, территория нынешних Воробьевых гор. Но основной форпост был расположен в Клементовском переулке. Там же для стрельцов и построили храм. Освятили его как указано в летописях 25 ноября на память Святого мученика Климента. После развернувшейся в близи его стен битвы казаков с войском гетмана Ходкевича храм приобрел особое значение для Отечества, а Великомученика Климента стали почитать небесным заступником русской армии. Клименту поклонялись еще со времен Крещения Руси, он был одним из тех, кто благословил Кирилла и Мефодия на создание славянской письменности. Мощи Священномученика Климента стали первой апостольской святыней на Руси. С середины 19 века положено начало строительства восточной части храма. По его окончанию в храме находились семь престолов с иконостасами. Клементовский храм принадлежит к лучшим образцам барокко в столице. С 1934 года храм был закрыт для проведения служб и принято решение о его сносе. Но маршал Климент Ворошилов, занимавший тогда должность наркома обороны, не позволил этим планам реализоваться. Храму оставили в покое и переквалифицировали его в книгохранилище библиотеки им. Ленина. Именно ее сотрудники сохранили элементы интерьера, лепнины и пять из семи иконостасов. После того как в 2008 году библиотека выехала из здания начались реставрационные работы.
Адрес: ул. Пятницкая, 26 стр. 1
Дом на Набережной
Дом стоит на острове очень близко от Кремля – через мост. Первые жители этого дома – это были партийные лидеры и партийные работники. Они работали в Кремле, а жили здесь через Москву-реку. Дом был построен в 1932 году в стиле конструктивизма. Этот дом был идеалом советского счастливого будущего: в то время в доме была горячая вода, был телефон, а в отдельных квартирах для людей уже стояла мебель. В их дворе были фонтаны, а в самом доме были детский сад, магазин продуктов, и столовая где они могли пообедать и поужинать. У них был свой кинотеатр и театр, который до сих пор работает. В этом доме жили не только партийные деятели и дети Иосифа Сталина, но и известные в свое время люди. Это и летчик Валерий Чкалов, и композитор Александр Александров написавший музыку к гимну Советского Союза, писатель Юрий Трофимов, маршал Михаил Тухачевский. Здесь жили писатели, художники, военачальники, маршалы, художники. В их числе жил известный шахтер Алексей Стаханов, от фамилии которого образовано слово «стахановец». Оно означает человека который очень много работает. Во времена репрессий очень многие люди были арестованы прямо в своих квартирах.
Адрес: ул. Серафимовича, 2
Храм Григория Неокесарийского
Деревянная постройка воздвигается по велению князя Василия 2 Темного. Осенью по возвращению из плена в орде им было принято решение о строительстве храма, названного так близ дня памяти святого Григория Неокесарийского.
В народе церковь получила название «Красная». Уже в каменном исполнении церковь была построена на средства, выделенные царем Алексеем Михайловичем. Храм имел статус придворного. Кресты храма декорированы коронами, что является редкостью и указывает на особый статус храма. Ее создавали лучшие зодчие, и лучшие изографы которые создают иконы. Особенностью этого храма является фриз из поливных керамических изразцов, их здесь порядка 9000. И создавались они лучшим в свое время мастером по изготовлению изразцов Степаном Полубесом.
В 1812 году храму не сгорел в пожаре, только потому что Наполеон был настолько поражен красотой застройки, что приказал солдатам поливать храм. По той же причине храм не был и разграблен.
В эпоху коммунизма и укоренения социалистической идеологии храм был закрыт.
Адрес: ул. Большая Полянка, 29А
Интересные факты
- Именно здесь в различных переулках и при разных обстоятельствах находят интересные клады монет.
- Фонтан «Адам и Ева» установленный в 2007 году по проекту М. Левинской вызывает много критики. Дело в том, что скульптор изобразила прародителей всего человечества с пупками. Хотя первых мужчину и женщину представляли так всегда. Главный вопрос, который не дает покоя специалистам в области богословия уже многие века – есть ли пупок у Бога, раз уж он создал их по своему подобию.
Где находится и как добраться
Расположился этот район в Центральном округе Москвы в южной его части. Пограничные муниципальные округа – Якиманка, Даниловский, Таганский, Тверской. Северо-восточные границы заканчиваются Москвой-рекой. На западе граница проходит по улицам Мытная и Большая Ордынка. Южной границей район упирается сразу в несколько улиц (ул. Павла Андреева, 1-й и 4-й Щипковский переулок, Жуков пр-д, ул. Летниковская и Кожевническая) и представляет собой ломаную линию.
Очень удобно разместились здесь станции метро, путь в любую сторону от которых не займет много времени.