Найти тему

Замоскворечье

Район Замоскворечье один из самых небольших и в то же время старейших мест Москвы. Это удивительный район, который сохранился до наших дней в условно неизменном виде. На фоне развивающейся инфраструктуры города он выделяется своими неповторимыми историко-культурными особенностями. Замоскворечье по праву считается культурным центром города. Здесь перед нашим взором предстанут старинные усадьбы, церкви, дома, построенные и украшенные по традициям того времени. Несмотря на свою непростую судьбу это место сумело запечатлеть и пронести сквозь века хоть и малую, но важную часть себя.

Происхождение названия

В старину Замоскворечье называли Заречьем. Своим названием она обязана местоположению – образовалась она в изгибе Москвы-реки, которая отделяла Заречье от района Кремля.

История района Замоскворечье

Первые упоминания о Замоскворечье встречаются в рукописном документе 1365 года.

В старину эта земля заселялась медленно ввиду постоянных подтоплений и набегов вражеских войск на город. На этой территории были пастбища, луговина перед Кремлем именовалась Великим лугом, был разбит здесь Государев сад. В дальнейшем здесь обстраивались садовые слободы, а ткачи, бондари, кожевники, кузнецы предлагали свой товар быстро растущему городу. Отражение этих слобод мы можем найти в названиях улиц Новокузнецкая, Кожевническая. Именно здесь проходила дорога, по которой во времена уплаты дани Золотой Орде везли собранный налог. Сегодня этот тракт носит название ул. Большая Ордынка. Располагалась здесь и иноземная слобода – Татарская в близи нынешних улиц Пятницкой и Большой Татарской. Жителями ее были выходцы с Поволжья и Золотой Орды.

Во времена правления Петра 1 жизнь в Замоскворечье заметно изменилась – территория заселяется купцами и их семьями, строятся крупные дворянские усадьбы. Но после пожара 1812 года большая часть построек оказалась уничтожена.

Вторая половина 19 столетия снова вносит свои коррективы в облик Замоскворечья. На этот раз территория обрастает заводами и мануфактурами. Но по-прежнему преобладает застройка дворянскими усадьбами с обширными садами, которая остается актуальной до начала 20 столетия.

В 20 веке, как и на всю территорию Москвы, сюда пришла постреволюционная застройка и характерные для нее многоэтажные дома и переделка дворянских усадеб под коммунальные квартиры. Но многие объекты удалось сохранить благодаря тому, что уже во второй половине 20 века многие улицы признали заповедной зоной.

Достопримечательности Замоскворечья

Дом писателей

-2

Дом строился в 30-е годы по распоряжению Сталина в две очереди – довоенное и послевоенное время. Сам дом лишен какого-либо декора. В доме жили писатели: Агния Барто, Борис Пастернак, Михаил Пришвин и многие другие. Это здание было оборудовано и большими четырехкомнатными квартирами и совсем маленькие двухкомнатные. На крыше здания находится не совсем вписывающаяся в общий стиль строения башенка. Она появилась в самом начале войны и была оборудована для зенитчиков. Во дворе дома находятся каменные палаты 18 века – Стрелецкие палаты, в которых сейчас располагается музей.

Адрес: Лаврушинский переулок, 17, ст. 2

«Вдовий дом»

-3

Этот дом являлся приютом для вдов и сирот русских художников. Здание было построено на средства по завещанию Павла Третьякова – видного деятеля 19 века, предпринимателя, мецената, коллекционера. Приют имел все необходимое: достаточно просторные квартиры, а также общую комнату, общую кухню с печами и вытяжками для самоваров. Существовали определенные правила как попасть в этот приют и каким образом здесь проживать, и до какого возраста. В качестве приюта здание функционировало буквально до революции. После всех революционных событий произошли определенные изменения и некоторые перестройки. Здесь обустроили некое жилое пространство и поселили других художников. Были надстроены два этажа и дом лишился щипцовых кровель, очень красивого декора фасада и сегодня здание выглядит совсем по-другому. Нынче здание относится к Третьяковской галерее и здесь располагаются научные отделы. Единственным напоминанием сегодня о том каким был задуман этот дом остается Васнецовское крыльцо, которое отсылает нас к русскому стилю.

Адрес: Лаврушинский переулок, 3/8, строение 2

Третьяковская галерея

-4

Создатель Третьяковской галереи является Павел Третьяков. Это относительно молодой музей, ему чуть больше 150 лет. Собирать свою коллекция П. Третьяков начал в 1856 году. Коллекция очень быстро разрасталась и в 1872 году пришлось возводить пристройки. Спустя около 10 лет после покупок первых картин, когда коллекция стала уже действительно большой – Павел Третьяков открыл двери своего дома, чтобы показать их публике. В конце 19 века, незадолго до своей смерти здание было принесено в дар городу со всей имеющейся коллекцией. Павел Третьяков увлекался именно русской живописью и первые две картины с которых и начался музей, он купил именно у русских художников. Его интересы распространялись от русских икон до картин современников поэтому здесь можно увидеть образцы произведений начиная с 12 века.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10

Палаты Аверкия Кириллова

-5

В центре Москвы на набережной Москвы-реки расположились старинные жилые палаты. Это единственная сохранившаяся усадьба 17 века в Москве. При царе Алексее Михайловиче набережную занимали царские сады. Государственными садами заведовал боярин Аверкий Кириллов. В 17 веке он прославился строительством своих каменных палат и усадебной церкви Николая Чудотворца. Уже тогда палаты и храм своим видом поражали современников. Дом был построен в новомодном стиле барокко. Наиболее изысканна его верхняя часть с мезонином – ее украшают множество нарядных деталей. В конце 17 века рядом с палатами и перед церковью была воздвигнута надвратная колокольня. К ней примыкали двухэтажные корпуса для церковного причта. В петровские времена владельцем стал Петр Васильевич Курбатов. Он перестроил дом по своему вкусу, но не нарушил сложившийся архитектурный ансамбль. С середины 18 столетия усадьба стала называться Курьерским домом. Здесь обитали сенатские курьеры. В 1870 году в палатах Кириллова разместилось Московское археологическое общество. После революции здание перешло в ведение Центральных Государственных реставрационных мастерских. В это время была снесена храмовая колокольня и прекратились богослужения в церкви. Впоследствии палаты заняли под общежитие для строителей. После ВОВ в палатах обосновался Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы, который находится здесь до сих пор.

Адрес: Берсеневская набережная, 20

Храм Священномученика Климента Папы Римского

-6

На перекрестке улицы Пятницкой и Клементовского переулка располагается церковь Святого Климента. Когда-то его называли «Корона Замоскворечья». Первые сообщение о храме датируются началом 17 века.

Храм перенес пожар 1812 года в Москве, войны и революции сохранив подлинные интерьеры 18 столетия, чудом дошедшие до нашего времени. История храма неразрывно связано с появлением стрелецкого войска при Иване Грозном. В мирное время стрельцы несли гарнизонную службу выполняя обязанности нынешних полицейских и пожарных. Для расселения войска были выделены земли в Воробьевой Слободе, территория нынешних Воробьевых гор. Но основной форпост был расположен в Клементовском переулке. Там же для стрельцов и построили храм. Освятили его как указано в летописях 25 ноября на память Святого мученика Климента. После развернувшейся в близи его стен битвы казаков с войском гетмана Ходкевича храм приобрел особое значение для Отечества, а Великомученика Климента стали почитать небесным заступником русской армии. Клименту поклонялись еще со времен Крещения Руси, он был одним из тех, кто благословил Кирилла и Мефодия на создание славянской письменности. Мощи Священномученика Климента стали первой апостольской святыней на Руси. С середины 19 века положено начало строительства восточной части храма. По его окончанию в храме находились семь престолов с иконостасами. Клементовский храм принадлежит к лучшим образцам барокко в столице. С 1934 года храм был закрыт для проведения служб и принято решение о его сносе. Но маршал Климент Ворошилов, занимавший тогда должность наркома обороны, не позволил этим планам реализоваться. Храму оставили в покое и переквалифицировали его в книгохранилище библиотеки им. Ленина. Именно ее сотрудники сохранили элементы интерьера, лепнины и пять из семи иконостасов. После того как в 2008 году библиотека выехала из здания начались реставрационные работы.

Адрес: ул. Пятницкая, 26 стр. 1

Дом на Набережной

-7

Дом стоит на острове очень близко от Кремля – через мост. Первые жители этого дома – это были партийные лидеры и партийные работники. Они работали в Кремле, а жили здесь через Москву-реку. Дом был построен в 1932 году в стиле конструктивизма. Этот дом был идеалом советского счастливого будущего: в то время в доме была горячая вода, был телефон, а в отдельных квартирах для людей уже стояла мебель. В их дворе были фонтаны, а в самом доме были детский сад, магазин продуктов, и столовая где они могли пообедать и поужинать. У них был свой кинотеатр и театр, который до сих пор работает. В этом доме жили не только партийные деятели и дети Иосифа Сталина, но и известные в свое время люди. Это и летчик Валерий Чкалов, и композитор Александр Александров написавший музыку к гимну Советского Союза, писатель Юрий Трофимов, маршал Михаил Тухачевский. Здесь жили писатели, художники, военачальники, маршалы, художники. В их числе жил известный шахтер Алексей Стаханов, от фамилии которого образовано слово «стахановец». Оно означает человека который очень много работает. Во времена репрессий очень многие люди были арестованы прямо в своих квартирах.

Адрес: ул. Серафимовича, 2

Храм Григория Неокесарийского

-8

Деревянная постройка воздвигается по велению князя Василия 2 Темного. Осенью по возвращению из плена в орде им было принято решение о строительстве храма, названного так близ дня памяти святого Григория Неокесарийского.

В народе церковь получила название «Красная». Уже в каменном исполнении церковь была построена на средства, выделенные царем Алексеем Михайловичем. Храм имел статус придворного. Кресты храма декорированы коронами, что является редкостью и указывает на особый статус храма. Ее создавали лучшие зодчие, и лучшие изографы которые создают иконы. Особенностью этого храма является фриз из поливных керамических изразцов, их здесь порядка 9000. И создавались они лучшим в свое время мастером по изготовлению изразцов Степаном Полубесом.

В 1812 году храму не сгорел в пожаре, только потому что Наполеон был настолько поражен красотой застройки, что приказал солдатам поливать храм. По той же причине храм не был и разграблен.

В эпоху коммунизма и укоренения социалистической идеологии храм был закрыт.

Адрес: ул. Большая Полянка, 29А

Интересные факты

  • Именно здесь в различных переулках и при разных обстоятельствах находят интересные клады монет.
  • Фонтан «Адам и Ева» установленный в 2007 году по проекту М. Левинской вызывает много критики. Дело в том, что скульптор изобразила прародителей всего человечества с пупками. Хотя первых мужчину и женщину представляли так всегда. Главный вопрос, который не дает покоя специалистам в области богословия уже многие века – есть ли пупок у Бога, раз уж он создал их по своему подобию.

Где находится и как добраться

Расположился этот район в Центральном округе Москвы в южной его части. Пограничные муниципальные округа – Якиманка, Даниловский, Таганский, Тверской. Северо-восточные границы заканчиваются Москвой-рекой. На западе граница проходит по улицам Мытная и Большая Ордынка. Южной границей район упирается сразу в несколько улиц (ул. Павла Андреева, 1-й и 4-й Щипковский переулок, Жуков пр-д, ул. Летниковская и Кожевническая) и представляет собой ломаную линию.

Очень удобно разместились здесь станции метро, путь в любую сторону от которых не займет много времени.