Киргизы все еще кочуют на северо-востоке Афганистана, в одном из самых удаленных и высокогорных регионов мира, среди завораживающих взор пейзажей. Но на этих небесных высотах царит ад. Жизнь здесь суровая и своеобразная, многие привычки нам, жителям цивилизованных низин, никак не понять.
Например, киргизские пастухи, как и мы, городские, обожают мобильные телефоны – их они приобретают в обмен на скот, заряжают с помощью автомобильных аккумуляторов на солнечных батареях. Впрочем, говорить по смартфонам нельзя – сотовая связь не достигает этого отрезанного от мира плато, гаджеты используются, в основном, чтобы фотографировать и слушать музыку.
А еще местные жители пристрастились к опиуму. Вот эта пара супругов на фото – приобрели дурную привычку, когда потеряли последнего сына. В итоге, все их 11 детей умерли, не прожив и шести лет. Многие киргизы говорят, что употребляют наркотик, чтобы избавиться от боли, ведь здесь нет ни докторов, ни лекарств.
Женский труд тут в почете. Мужчины занимаются выпасом скота и торговлей, а женщины — всем остальным. Обычная картина: в лютый мороз киргизские девушки везут по льду пластиковые канистры к своим юртам: им пришлось сделать прорубь в замерзшем роднике, чтобы добыть воды. Большая часть тяжелой рутинной работы лежит на женских плечах.
Большая часть территории расположена выше 4250 метров над уровнем моря. 340 дней в году здесь холодно или очень холодно. Дуют свирепые ветры. Выращивать что-либо невозможно. На этом фото: мальчик надел самодельную маску, чтобы защититься от суровых ветров, гуляющих по высокогорьям Памира.
Нет лекарств, связи, цивилизации, но есть вера в духов. Этот мужчина на фото надеется, что, побрив голову сыну и спрятав его волосы «в чистое место» (такое, например, как замерзшая речка) сможет излечить ребенка от постоянных головных болей. Горные киргизы верят, что болезни насылаются злыми духами.
Вот такая жизнь.