Когда ранние христиане распространяли христианство среди античных язычников, они были вынуждены изучать философию греков и римлян, чтобы разговаривать с язычниками на их языке. Иисус Христос хоть и находился под влиянием греческой культуры, тем не менее, его иудео-христианский посыл был чужд жителям Римской империи.
Ознакомившись с древнегреческой философией, христианские апологеты заметили, что многие античные философы были добродетельны - они мало чем отличались от тех же святых, которых культивировала церковь. Об этих замечаниях нам поведали Иустин Философ (2 век), Климент Александрийский (2-3 век) и более поздние церковные учителя.
Выдающихся античных философов, которых ранние христиане нарекли благочестивыми и уважаемыми людьми, назвали "христианами до Христа" или добродетельными язычниками.
Апостол Павел о язычниках
Первым о добродетельности язычников заговорил апостол Павел, описывая наказание за грехи в Послании к Римлянам:
"Бог признает праведными не тех, кто слушает Закон, а тех, кто его исполняет. (Да, у язычников нет Закона, но когда они интуитивно делают то, чего требует Закон, они этим показывают, что и без Закона знают, что нужно делать, а что нет. Они показывают тем самым, что требования Закона записаны у них в сердце, и об этом свидетельствуют их совесть и мысли, то оправдывающие их, то обвиняющие.)" Послание к Римлянам 12:13-15)
Павел указывает, что язычники могут быть благочестивыми, потому что закон прописан у них в сердце. Бог их будет судить именно за дела, которые они творили согласно чувству закона, а не за незнание закона.
Иустин Философ как автор концепции
Раннехристианский писатель 2 века Иустин Философ, прозванный также Мучеником, пошел дальше. Он является одним из первых защитников (апологетов) христианства перед античной философией, которую христиане считали проявлением язычества.
В Первой апологии Иустин Философ пишет:
"Мы научены, что Христос есть перворожденный Бога, и мы выше объявили, что Он есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно со Словом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами – Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров – Авраам, Анания, Азария и Мисаил, и Илия и многие другие".
Это очень любопытный текст. Иустин называет христианами всех, кто жил согласно со Словом, то есть Логосом (термин из стоической философии) или Иисусом Христом, вторым лицом Троицы.
Иустин был эллинизированным самаритянином, считал себя греком, поэтому он называет ветхозаветных пророков Авраама, Ананию, Азарию и других - варварами. Иустин ставит их в один ряд с Сократом, Гераклитом и прочими античными философами, которые излагали близкие к христианской этике идеи.
"Ибо не только среди эллинов обличено это Словом через Сократа, но и среди варварских народов – самим Словом, Которое приняло видимый образ, сделалось человеком и нареклось Иисусом Христом".
"Ибо всякий из них говорил прекрасно потому именно, что познавал отчасти сродное с посеянным Словом Божиим" - также пишет Иустин в отношении Платона, стоиков, поэтов и историков. Иустин даже считал, что Моисей повлиял на философию Платона:
"И то, что у Платона в Тимее говорится в физиологическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея".
Католическое осмысление
Идея "христиан до Христа" отразилось в дальнейшем христианском учении. Среди католиков особенно ярко ее развил Данте Алигьери, автор знаменитой "Божественной комедии". В своей "комедии" он поместил добродетельных язычников в лимб (лимб патриархов) - место, куда попадают добродетельные люди, не заслужившие ада, но и не попавшие в рай. Лимб у Данте - это первый круг ада, где обитают Гомер, Гораций, Овидий, Лукан, Гектор, Цезарь, Аристотель, Сократ, Платон, Гален, Фалес и многие другие.
На Тридентском соборе 1545 года католики приняли катехизис, в котором подтвердили идею добродетельных язычников, спасшихся при сошествии Иисуса Христа в ад.
Православное осмысление
В православии нет фиксированного учения о добродетельных язычниках в виде догмата. Но традиция указывает на факт принятия этой идеи. В православных храмах на фресках есть изображения добродетельных христиан, хорошим примером является Благовещенский собор Московского кремля (13 век).
В Русском царстве с 16 века набирает популярность литературный памятник "Пророчества эллинских мудрецов", где сказано, что философы Сократ, Платон, Аристотель своим учением предзнаменовали появление христианства.
Мои альтернативные площадки:
ВК: https://vk.com/trickster.blog
Ютуб: https://www.youtube.com/c/ТРИКСТЕРрелигия/videos
Поддержать рублем:
https://www.donationalerts.com/r/bydantsev
https://yoomoney.ru/to/410019088369144