Найти тему
Л.Ш.К

Шпитального — Комарицкого авиационный скоростельный пулемёт. ШКАС.

ШКАС 7,62 мм. советский скорострельный авиационный пулемёт разработанный конструкторами Борисом Гаврииловичем Шпитальным и Иринархом Андреевичем Комарицким.

ШКАС
ШКАС

Б. Г. Шпитальный в 1928 г. завершил проектирование пулемёта и отправил чертежи на рассмотрение комиссии Оружейно-пулемётного треста. В СССР как раз стоял вопрос модернизации авиационного вооружения, поэтому проект приняли к рассмотрению. По результатам комиссии для помощи в дальнейшей разработки прикомандировали опытного оружейного конструктора И. А. Комарицкого, отметив смелость подхода к проектированию некоторых элементов конструкции. Комарицкий был назначен как более опытный оружейник.

Первый образец был собран в 1930 г. на Тульском оружейном заводе, для проведения испытаний. Интерес к новому авиапулемёту был велик и работы велись в срочном порядке. После окончания отладки конструкции в 1932 г. пулемёт был представлен К. Е. Ворошилову. 7 октября этого же года Революционный военный совет одобрил результаты полигонных испытаний и 11 октября постановил принять его на вооружение.
Пулемёт стал именоваться: "7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального - Комарицкого обр. 1932 года" или ШКАС.

Климент Ефремович Ворошилов - с 1925 г. народный комиссар по военным и морским делам СССР, с 1934 г. Народный комиссар обороны СССР.

ШКАС на треноге
ШКАС на треноге

Опытные образцы за два года претерпели технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции. Увеличилась живучесть ствола до 5000 выстрелов. Первые партии пулемётов имели ресурс около 1500—2000 выстрелов, то при высоком темпе стрельбы было недостаточным. Была заменена возвратно-боевая пружина. Примерно 2500—2800 выстрелов она выходила из строя. Изменения самой пружины результатов не приносили. Шпитальный предложил делать витую пружину из трех жил, живучесть возросла, примерно до 14000 выстрелов. Так появились образцы 1934 г. и началось серийное производство пулемётов.

ШКАС в разборе
ШКАС в разборе

Автоматика пулемёта работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, стрельба – с заднего шептала. Шептало запирается предохранителем флажкового типа. Стрельба одиночными выстрелами невозможна. Предохранитель двухпозиционный - "автоматический огонь" и "нет огня". Питание - ленточное. При ведении огня движение газового поршня вращает барабан. Когда затвор возвращается в изначальное положение, он досылает патрон в патронник и запирается специальным выступом, а шток газового поршня, продолжая движение вперёд, продвигает плавающий боёк, и тот ударяет в капсюль заряженного патрона. Подача патрона производилась зубчаткой на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад. После того, как затвор отодвигается назад на расстояние, превышающее длину патрона, экстрактор подбрасывает патрон, который, ударяясь об отражатель, покидает ствольную коробку через специальное отверстие. В это время барабан выдвигает следующий патрон, который обратным ходом затвора досылается в патронник, и цикл автоматики продолжается. Стреляная гильза экстрагируется в два такта лапками затвора в подвижный отражатель, связанный со штоком затворной рамы.

Схема боепитания
Схема боепитания

Главным преимуществом ШКАСа над конкурентами, такими как американский БРАУНИНГ, французский ДАРН, английский ВИККЕРС, немецкий MG 17, была его скорострельность - 1800 выст/мин. Так же можно отметить быструю перезарядку ленты. По мере эксплуатации проводились и модернизации:
— В 1934 г. были разработаны турельный и крыльевой варианты. Масса турельного - 10,5 кг., а крыльевого - 9,7 кг. соответственно;
— В 1936 г. - синхронный, для синхронизированной с двигателем стрельбы через пропеллер самолёта
(конструкторы К. Н. Руднев, В. Н. Салищев, В. П. Котов). Темп стрельбы был снижен до 1650 выстр./мин.;
— В 1935 - 1937 гг. - спарка пулемётов ШКАС, индекс МСШ. После изменения в конструкцию скорострельность МСШ выросла до 6000 выстр./мин. при незначительном увеличении отдачи. Разработки спаренных установок были свёрнуты в связи с планировавшимся переходом ВВС на более крупный калибр;
— В 1937 г. - УльтраШКАС. Более скорострельный ШКАС (
2800—3000 выстр./мин) за счет принципа подвижного ствола. Массовое производство было нецелесообразным из-за низкой надёжности оружия;
— ШВАК - 12,7 мм. пулемёт и 20 мм. пушка
(будет отдельная статья).

Т - 37 с установленным ШКАСом
Т - 37 с установленным ШКАСом

Пытались ШКАСы использовать и в сухопутных войсках, и в ВМФ. В сухопутных войсках после прохождения полевых испытаний получил отрицательную оценку от комиссии и в 1940 году и были заменены на более мощные ШВАКи. В пехотных частях применялись, но широкого распространения они не получили. В ВМФ - устанавливали на катера до 1941 г., затем были замены на ДШК. В 1941 году проведены незначительные доработки конструкции пулемёта для упрощения и удешевления выпуска в условиях военного времени.

Зенитный ШКАС на бронепоезде
Зенитный ШКАС на бронепоезде

К началу Великой Отечественной войны пулемёты системы Шпитального - Комарицкого устанавливались практически все боевые самолёты. Однако повышение защищенности самолётов привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра резко снизилась. Всё это привело к необходимости создания крупнокалиберного авиационного пулемёта а ШКАС постепенно снят с вооружения и к концу войны на новые самолёты практически не устанавливался. Отмечалась чувствительность ШКАСа к загрязнениям и его частые отказы.

Универсальный пулемёт Березина.

После окончания Второй Мировой войны ШКАС вместе с самолётами поставлялся социалистическим государствам и движениям. Выпускались с 1932 до 1945 гг.. Всего было выпущено около 150000 тыс. единиц.

Подписывайтесь. Обсуждайте. Ставьте пальцы вверх.


Хобби
3,2 млн интересуются