Найти тему
Известия

Неблагодарный партнер: зачем Киев ссорится с турецкими бизнесменами

На Украине призывают ввести санкций против турецких бизнесменов и банков. Портреты и личные данные предпринимателей публикуют на сайте, связанном с министерством иностранных дел. В Анкаре уже назвали ситуацию недопустимой и потребовали объяснений. Зачем Киев обостряет отношения со стратегическим партнером и как это повлияет на политику Турции, разбирались «Известия».

Портреты соучастников

Посольство Турции на Украине проверяет информацию о том, что в стране проводится кампания против турецких бизнесменов и банков, сотрудничающих с Россией. Об этом заявил пресс-секретарь правящей Партии справедливости и развития Омер Челик. В Анкаре подчеркнули: такие призывы противоречат стратегическому партнерству и солидарности двух стран.

Ранее турецкая газета Aydinlik заметила, что на украинском ресурсе «Война и санкции» опубликовали данные крупных бизнесменов, работающих в России. Среди них топ-менеджеры турецких банков Ziraat bankasi и Is bankasi. И «богатейший турок в России» Хюсню Озйегин, владелец международной группы FIBA. Ей среди прочего принадлежит российский Кредит Европа банк, а также франшиза на использование прав Marks & Spencer и Gap в России.

Выложили не только фотографии предпринимателей, их имена, даты и места рождения, но и государственные регистрационные номера записей о создании юридического лица (ОГРН) — если удавалось найти.

Ресурс «Война и санкции» действует при поддержке украинского МИДа, а также Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК). На сайте составляют перечень лиц, уже попавших под рестрикции, а также предлагают ознакомиться с кандидатами в черные списки. Вся информация на портале доступна на трех языках: украинском, английском и русском.

Новости вызвали негативную реакцию в Турции, пишет Aydinlik. В редакцию издания позвонили граждане, хотевшие, чтобы правительство быстро отреагировало на «враждебное отношение» Украины. Считается, что целевая аудитория газеты — сторонники оппозиционных, левых и националистических партий.

Авторы отмечают, что западные меры против России оказались неэффективными и теперь США и некоторые европейские страны пытаются возложить ответственность за это на Турцию. Американцы пошли еще дальше, нарушив дипломатические правила и международное право, и направили письма с угрозами напрямую турецким бизнес-организациям.

Эксперты, опрошенные газетой, заявили, что следует как минимум вызвать на ковер посла Украины и потребовать разъяснений. А еще лучше — заставить незамедлительно удалить данные с сайта. Бывший представитель Турции при Евросоюзе Улуч Озюлькер напомнил, что Украина зарабатывает деньги, продавая свое зерно при посредничестве Турции. В этих условиях призывы к санкциям против турецких институтов и деловых людей — просто безумие.

«Двойной агент» Эрдоган

Сделку по вывозу продовольствия, о которой говорит Улуч Озюлькер, заключили 22 июля в Стамбуле. С тех пор зерно из украинских портов беспрепятственно вывозят на мировые рынки. Договоренность стала серьезным успехом для Турции, давно стремившейся стать главным посредником между Россией и Украиной.

Именно в Стамбуле в конце марта состоялся последний раунд переговоров по мирному урегулированию. В августе Реджеп Тайип Эрдоган прилетел во Львов для встречи с Владимиром Зеленским. И снова предложил Турцию в качестве площадки для возможных контактов президентов двух стран.

Турция действительно находится в уникальном положении. Несмотря на членство в НАТО, официальную поддержку Киева, она не присоединилась к западным санкциям против Москвы. Эрдоган объяснял, что хочет сохранить каналы для диалога. За что и был назван американским изданием Politico двойным агентом. Источники издания утверждали, что Вашингтон может призвать американские компании уйти из Турции.

США не раз грозили вторичными санкциями в отношении тех стран, которые будут помогать России. В августе высокопоставленный западный источник в разговоре с Financial Times предположил, что Брюссель может «призвать европейские фирмы отказаться от отношений с Турцией или сократить их с учетом риска расширения сотрудничества Анкары и Москвы».

Особенно беспокоила встреча Эрдогана с Владимиром Путиным в Сочи в начале августа. Турция и Россия подтвердили планы выведения двусторонней торговли до $100 млрд в год и достигли договоренности о переходе к оплате в рублях.

И хотя вторичных санкций в Турции не опасаются, но работают всё же с теми, кто не попал под западные рестрикции, обращает внимание журналист, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев. Он напоминает слова представителя президента Ибрагима Калына о том, что ограничения нанесут больше ущерба экономике самой Турции.

«Прецедентов, когда бизнесмены заявляли, что прекращают свой бизнес в России, не было. Турецкие политики их тоже к этому не призывали, — говорит Ниязбаев. — Нет ни партии, ни движения, которое выступало бы в поддержку рестрикций, хотя бы даже на эмоциональном уровне. В стране просто нет таких настроений».

Что перевесит — амбиции или давление

Турции к тому же не привыкать жить под давлением. По закону «О противодействии противникам Америки через санкции» (CAATSA) до сих пор действуют американские ограничения за связи с российским оборонным сектором. Сохраняется открытое или скрытое эмбарго на поставки оружия от партнеров по НАТО, напоминает директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев.

«Санкции финансового характера тоже были, поэтому какими-то дополнительными ограничениями Турцию не испугать. Корректировка внешней политики не впишется в новую стратегию страны, сформулированную в известной фразе Эрдогана «мир больше пяти» (имеются в виду постоянные члены Совбеза ООН. — Ред.)», — говорит Гаджиев. Хотя допускает, что какие-то изменения в свою внешнюю политику страна может внести.

Он напоминает, что в следующем году состоятся президентские и парламентские выборы и, судя по всему, экономический фон будет совсем не радужным: высокая инфляция, рост безработицы, большая нагрузка на бюджет из-за сирийских беженцев. При этом Эрдоган проводит неординарную экономическую политику, которая нацелена на то, чтобы не поднимать ставку Центробанка.

«Все проблемы сплелись в большой клубок, — говорит Гаджиев. — Возможно, Запад использует эти слабые места, чтобы надавить на Эрдогана. И вопрос, что перевесит: если Эрдоган хочет вывести страну на новые позиции в глобальном миропорядке, то вторичные санкции его не испугают. Но если все слова произносились лишь ради рейтингов, то угрозы могут отразиться на дальнейшем векторе политики Турции».

Киеву же, на взгляд специалиста, не следует терять такого уникального партнера, как Анкара. И нужно понимать, что выпады против турецких бизнесменов будут трактоваться как банальная неблагодарность.

«Однако ничего удивительного в этом инциденте нет, — обращает внимание директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. — Украинские политики не стесняются делать зачастую хамские оценки деятельности своих партнеров, как бы сильно они от них ни зависели».

В качестве примера он приводит поведение украинского посла в Германии, назвавшего канцлера ФРГ Олафа Шольца обиженной ливерной колбасой. А также выпады дипломатов против венгерского премьера Виктора Орбана. Для Украины черные списки и призывы к санкциям — это привычный способ манипуляции, заключает Денисов. А миротворческие усилия Анкары их сейчас попросту не волнуют. В Киеве ясно дают понять: договариваться с Москвой они не намерены.