Найти тему
Сергей Петров

Жертвоприношения детей в иудаизме: Законодательные тексты 1

Из законодательных текстов Еврейской Библии наиболее определённо о детских жертвоприношениях говорит отрывок Исх. 22, 29-30, входящий в состав «Книги завета» (Исх. 20, 22 – 23, 19), которую большинство специалистов считают допленной и додевтерономической. По всей видимости, этот закон является самым древним из всех законов на данную тему: «Первенца из сыновей твоих отдавай мне (bəḵor baneḵa titten li); то же делай с волом твоим (šoreḵa) и с овцою твоею (ṣo’neḵa). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29-30).

Согласно этому указанию, иудеи должны поступать одинаково с первенцами как людей, так и скота. Слово banim обычно означает сыновей, но может означать и детей вообще. Слово bəḵor обычно означает первородного сына мужчины или женщины, но также может означать и любого ребёнка. Из того, что под первенцем скота может иметься в виду только первый детёныш самки, можно заключить, что и «первенец из детей твоих» означает первого ребёнка женщины, т.е. слово bəḵor здесь и в других законодательных текстах используется как синоним выражения peṭer reḥem («открывающий утробу»).

Поскольку первенцы скота приносятся в жертву Яхве, такое же действие данный закон предполагает и в отношении первенцев людей. Глагол natan «давать», которым здесь выражается это действие, у пророка Михея означает жертвоприношение ребёнка: «С чем предстать мне перед Яхве, преклониться перед богом выси?... Дам ли (ha’etten) [ему] первенца моего (bəḵori) за преступление моё, плод чрева моего – за грех души моей?» (Мих. 6, 6-7). Отметим, что это единственное место в Еврейской Библии, где детское жертвоприношение связывается с искуплением греха, во всех прочих случаях дети отдаются Яхве потому, что изначально являются его собственностью.

Итак, данный закон предписывает иудею приносить на восьмой день в жертву Яхве наряду с первенцами скота первого сына (или вообще первого ребёнка), рождённого его женой. Посещать Иерусалимский храм на восьмой день после рождения первенца каждой самкой его скота каждый иудей, конечно, не мог, поэтому такое требование должно было возникнуть ранее централизации иудейского культа в Иерусалиме. Маловероятно чтобы такое требование было обязательным и чтобы каждый первородный сын (или ребёнок) в Иудее когда-либо действительно приносился в жертву Яхве. Скорее, как и некоторые другие законодательные акты древнего Ближнего Востока (например, Законы Хаммурапи), оно выражало нравственный идеал, которому следовали лишь некоторые люди в определённых обстоятельствах.

Предположительно хронологически следующая за Исх. 22, 29-30 формулировка «закона о первородных» входит в состав «ритуального декалога» в Исх. 34, 14-26, который чаще всего относят к Яхвистскому источнику и датируют допленной эпохой: «Всё, открывающее утробу, – моё (kol peṭer reḥem li), и весь скот твой помни, открывающий [утробу], из волов и агнцев (kol miqneḵa tzkr peṭer šor waśe); открывающего [утробу] из ослов выкупай агнцем (peṭer ḥamor tip̄de ḇəśe), а если не выкупишь, то ломай ему шею; всех первенцев из сыновей твоих выкупай (kol bəḵor baneḵa tip̄de). Пусть не являются пред лицо моё с пустыми руками» (Исх. 34, 19-20).

В отличие от Исх. 22, 29-30, первенцев из людей здесь предписывается не приносить в жертву, а выкупать, однако способ выкупа не уточняется. Также указывается, что осёл как нечистое животное не может быть принесён в жертву Яхве, а должен быть выкуплен или умерщвлён профанным способом. Заключающее этот отрывок требование «пусть не являются пред лицо моё с пустыми руками» (Исх. 34, 20) предполагает, что иудеи должны приносить Яхве своих первородных или выкуп за них. Исх. 34, 23 требует, чтобы весь мужской пол иудеев являлся пред лицо Яхве три раза в году (т.е. в паломнические праздники Песах, Шавуот и Суккот), а Исх. 34, 26 предписывает им приносить «первые плоды земли» в «дом Яхве, бога твоего».

«Ритуальный декалог» отражает картину централизованного культа Яхве в Иерусалимском храме, каким он мог быть в поздний период существования Иудейского царства. Он требует от иудеев трижды в году являться в храм с первородными чистых животных для принесения их в жертву и с выкупом за сыновей и нечистых животных.

См. тж.:

https://ridero.ru/books/vot_b-gi_tvoi_izrail/

https://www.ozon.ru/context/detail/id/141529705/

https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/vot-b-gi-tvoi-izrail-yazycheskaya-religiya-evreev/

https://www.amazon.com/dp/B0742K7PX8

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц