Найти в Дзене

1. Начало поиска. Странный документ

Проще всего начинать поиск сведений о предках с поколения, участвовавшего в Великой Отечественной войне.  Это время ещё достаточно близко к нам. Мы и сами хоть что-то знаем о нем по рассказам родных. А главное, те трагические годы оставили наибольшее количество свидетельств и документов. Многие люди погибли вместо того, чтобы прожить долгую жизнь. Но именно из-за этих печальных обстоятельств о них осталось больше сведений, чем о тех, кому повезло жить в более спокойные времена. Оба моих прадеда ушли на фронт в августе 1941 г. Прадед со стороны папы, Фёдор Борисович Шкляров, погиб в бою в Харьковской области в августе 1943. А Денисов Иван Иванович, прадед со стороны мамы, пропал без вести под Павлоградом в феврале того же года. Где он похоронен, мы не знаем. В поиске мне помогли сайты pamyat-naroda.ru. и https://obd-memorial.ru. Они содержат сведения об участниках Второй мировой войны. Оба сайта постоянно обновляются за счёт новых оцифрованных и рассекреченных документов. Дальше осталос

Проще всего начинать поиск сведений о предках с поколения, участвовавшего в Великой Отечественной войне.  Это время ещё достаточно близко к нам. Мы и сами хоть что-то знаем о нем по рассказам родных.

А главное, те трагические годы оставили наибольшее количество свидетельств и документов. Многие люди погибли вместо того, чтобы прожить долгую жизнь. Но именно из-за этих печальных обстоятельств о них осталось больше сведений, чем о тех, кому повезло жить в более спокойные времена.

Оба моих прадеда ушли на фронт в августе 1941 г. Прадед со стороны папы, Фёдор Борисович Шкляров, погиб в бою в Харьковской области в августе 1943. А Денисов Иван Иванович, прадед со стороны мамы, пропал без вести под Павлоградом в феврале того же года. Где он похоронен, мы не знаем.

В поиске мне помогли сайты pamyat-naroda.ru. и https://obd-memorial.ru. Они содержат сведения об участниках Второй мировой войны. Оба сайта постоянно обновляются за счёт новых оцифрованных и рассекреченных документов.

Дальше осталось запастись временем, терпением и решимостью.

Сведения о Фёдоре Борисовиче Шклярове удалось найти сразу. Редкое сочетание имени, фамилии и отчества упростило поиск.

Правда, могло быть и иначе. По документам прадед носил имя Теодор. Но все привыкли называть его Фёдором. Если бы моя бабушка, Галина Теодоровна, не оставила записей о своем отце и об этой его привычке, я бы наверняка ориентировалась на её отчество и как минимум не сразу поняла бы, в чём дело.

Поиск отца маминой бабушки оказался сложнее. Прадеда звали Иван. Его отца тоже звали Иваном. Денисов - распространённая русская фамилия. Поиск выдал 388 страниц...

Чтобы ограничить круг материалов, я воспользовалась расширенным поиском по дате и месту рождения.

Документов стало чуть меньше.

-2

Осталось просмотреть каждый, где местом рождения значилась Рязанская область, Рязань либо ничего не было указано.

Что было дальше?

Я уже писала, что несколько родственников в моей семье занимались поиском. В 70-е годы бабушка отправляла запросы в архивы, а дядя пару лет назад сам ездил в Центральный архив Министерства обороны в Подольске. Всё, что нашлось на сайте, мы уже знали.

И всё-таки, когда я своими глазами увидела электронные копии пожелтевших бумаг, на которых было напечатано родное имя, я почувствовала, как сердце наполняется теплом. Ради этого стоило начать поиск...

-3

А чуть позже обнаружился ещё один файл:

-4

И от этого документа, написанного на чужом языке, в первую же секунду стало не по себе. Это не могло быть о прадеде. "Погиб в феврале 1943" - так было написано в ответе на запрос о судьбе прадедушки. Однако что-то заставило меня остановиться. Не могло? Или...