Найти тему
Блог Оксаны Сергеевой

Как читать современные детские книги?

Оглавление

Показываю на примере повести "Клементина и роковое письмо" Сары Пеннипакер

"Клементина и роковое письмо" Сары Пеннипакер (изд. "Качели")
"Клементина и роковое письмо" Сары Пеннипакер (изд. "Качели")

О чем книга?

Клементина может закрытыми глазами найти дорогу в кабинет директора. Но однажды у неё появился учитель, который помог ей понять, что такое «учиться в третьем классе». Учитель, который не делает замечания открыто, внимательно относится к каждому ученику, верит в них и никогда не стыдит. У них с Клементиной есть даже своя система тайнах знаков, когда девочка начинает отвлекаться. И вот любимый учитель вошёл в финал конкурса, если он одержит в нем победу, то уедет на весь учебный год в Египет. Клементина этого не может допустить.

«Замечательно — когда учитель обещает быть с тобой, и никуда не исчезает, и держит слово».

Что обсуждать при чтении?

  1. Начинаем с названия. Какую роль играют письма? Они могут кому-то навредить? А сделать счастливыми?
  2. Почему Клементина очень расстроилась, когда узнала, что ее учитель прошёл в финал конкурса? Здесь здорово проследить за эмоциями девочки. (Она прошла много стадий: плакала, ощущала предательство, чувствовала обиду и злость).
  3. В чем состоял план Клементины? Как вам этот план?
  4. Можно так любить человека, что забываешь о его чувствах и думаешь только о своих? Понимала ли Клементина, что эта поездка — мечта учителя?
  5. Какие родители у девочки? Как они реагируют она ее плохое настроение? А на шалости?

(Родители разговаривают с ней, много разговаривают. Папа придумал кататься вместе на лифте, когда ей плохо. У них есть классные традиции — есть вместе на крыше пиццу и играть в настольные игры). После прочтения книги можно придумать свои семейные традиции.

6. Какие ещё взрослые окружают девочку? Что можно сказать о директоре школы миссис Рис?

7. Все самое важное и интересное девочка записывает на руку. А что интересного вы бы записали за сегодняшний день? За неделю? За месяц?

8. Какие отношения у Клементины и Маргарет. Почему она пригласила Маргарет к ним на семейный вечер? Как это приглашение характеризует Клементину?

9. А если бы вы писали с родителями книгу, то о чем она была? Можно попробовать сделать дома такую книгу. Страницу пишут дети, страницу –родители. (В книге у папы Клементины есть мечта – написать книгу, но он никак не может начать. Девочка придумывает первую фразу и следит, чтобы папа продолжал).

10. Мама сказала Клементине: «Не стоит подражать кому-то другому — ничего хорошего не выйдет». А как вам кажется?

11. А ещё мама сказала: «Иногда надо понять, в чем дело, и тогда получается все исправить». Как вы понимаете эту фразу?

12. Почему мистер Блеокуппио был любимым учителем Клементины? Какими качествами должен обладать ваш любимый учитель?

13. Что вам нравится и не нравится в новой учительнице Клементины? (Учительница миссис Найджел только пришла на новое место, она пока не понимает, что и как делать. С Клементной у неё не складывались отношения. Девочка все делала наоборот).

14. Миссис Найджел в глазах девочки проигрывала старому учителю. В чем?

15. Как учительница предложила все исправить?

(Перечитываем разговор Клементины с учительницей (с. 112-114). Можно поговорить о силе обычного разговора. Что это ещё один способ многое исправить).

Клементина и учительница впервые разговаривают по душам
Клементина и учительница впервые разговаривают по душам

16. Почему Клементина передумала срывать поездку учителя?

17. Почему учитель попросил Клементину прочитать ее письмо перед жюри? Он же знал, что она написала про него гадости.

18. В чем смысл притчи про птицу и птенцов?

А еще можно писать письма близким, читать финальный фрагмент разговора учителя с Клементиной, составлять портрет девочки. Список можно продолжать и продолжать. Каждый учитель или родитель обязательно добавит что-нибудь свое. Для меня современные детские книги – это еще один способ поговорить с детьми на важные темы. В этой книге для меня проблемные вопросы: "Как здорово, когда ты находишь силы все исправить" и "Как классно понимать, что люди – не твоя собственность". Эта книга отлично подходит для чтения на внеклассных занятиях в начальной школе, в пятом классе и для самостоятельного чтения.

По этой и другим книгам из серии издательство "Качели" выпустило классные гиды, в которых есть темы сочинений, задания и игры.

Есть ли у вас любимая детская книга? Буду рада обсудить.