Боголова М.Х., Даценко А.А.
СЗГМУ им. И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия.
Аннотация
Данная статья посвящена определению роли физической культуры в формировании здоровья студентов. В статье также рассматриваются вопросы физической культуры и спорта студенческой молодежи. Показано влияние физической культуры на развитие личности, воспитание к здоровому образу жизни. Проведено исследование проблемы развития физической культуры среди молодых студентов, а также рассмотрена актуальность данного вопроса.
Ключевые слова: физическая культура, дисциплина, здоровье, нагрузка, студенты
Введение.
Физическая культура – это один из важнейших элементов в жизни каждого из нас. Физические упражнения всегда оказывали влияние на человека: на его здоровье, настроение, работоспособность. Учеными доказано, что физические нагрузки не только делают спортивным и красивым наше тело, но также снижают уровень стресса, приводя в норму психологические функции организма.
Актуальность: в современное время проблема физического воспитания студентов приобретает особую актуальность. Сейчас довольно сложно представить нашу жизнь без занятий физическими упражнениями и спортом. Однако, большинство студентов предпочитает просто наблюдать за спортивными соревнованиями. К сожалению, далеко не каждый самостоятельно ежедневно занимается физической культурой, хотя бы делая утреннюю зарядку. Многие не понимают, что именно физическая культура благоприятно влияет на состояние здоровья не только физического, но и психологического.
Цель: определить значение физической культуры в укреплении и сохранении здоровья студентов.
Сегодня связь между физической культурой и здоровьем, производительностью и работоспособностью ощущается особенно очевидна. В процессе занятий физическими упражнениями студенты воспитывают в себе выдержку, стойкость способность управлять своим эмоциональным состоянием и действиями, что характерно для здорового человека. Вступление в работу для молодого профессионала является ключевой ролью, но и в этом аспекте уровень их здоровья является важной частью. Всестороннее развитие личности – это не только развитие физических и духовных сил, но и их творческих навыков. Регулярные занятия физической культурой помогают молодежи достичь физического здоровья, а также воспитать в себе, так называемую трудовую и социальную активность. Крепкое здоровья и высокая физическая активность оказывает влияние на трудоспособность, быстроту реакций, а также на нервную систему организма. Помимо этого, занятия физической культурой - это многофункциональный способ самовыражения и развития личности студента вуза.
Занятия физической культурой – это важный элемент деятельность студентов, так как их будущая работа, порой, предполагает постоянную внимательность и умственную активность, но одновременно понижает уровень физической активности. По этой причине, заметно снижается физическое здоровье, случаются различного рода отклонения в центральной нервной системе человека, ухудшаются важнейшие функции мышления, внимания, памяти, нарушается эмоциональная устойчивость. Вследствие этого, очень важно в процессе обучения молодых студентов правильно сформировать все аспекты здорового образа жизни, а также привить необходимость занятий физкультурой. Но, к сожалению, стоит отметить, что, порой, современные студенты не выполняют даже простые нормы здорового образа жизни, прибегают к сидячему образу жизни и проявляют минимум физической активности, чередуя с вредными привычками.
Ученые и специалисты в области здравоохранения, часто говорят о том, что стресс – это одна из основных причин развития большинства заболеваний, поэтому он оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья студентов. А это, в свою очередь, отражается на снижении учебной и трудовой деятельности.
Существует большое количество методов и способов борьбы со стрессом, так например популярные на сегодня – психологические практики. Все больше появляется организаций, которые с помощью специальных наборов упражнений, как физических, так и психологических, которые помогают человеку преодолеть их стрессовые ситуации. В крайних случаях – это лекарственные препараты, а в более щадящих – это может быть переключение внимания. Стоит отметить, что занятия спортом и повышенная физическая активность человека наиболее эффективно может справиться с нервным перенапряжением и нагрузками.
Во время занятия спортом студент может выплеснуть негативную энергию, которая накопилась в нем, а также уменьшить уровень своего эмоционального напряжения. Помимо этого, физическая активность позитивно влияет не только на психологическое состояние человека, но и на его физическое состояние всего организма, также позволяет улучшить различного рода навыки, которые напрямую влияют на учебу и работу в будущем.
Физическая культура в университете выполняет следующие социальные функции:
· преобразовательно-созидательную, она обеспечивает необходимый уровень физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепляет ее здоровье, готовит ее к профессиональной деятельности;
· интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
· проективно-творческую, определение возможностей физической и спортивной деятельности, в процессе которой стимулируется его творчество, осуществляются процессы самопознания, саморазвития, развиваются индивидуальные способности;
· проективно-прогностическую, предоставление учащимся возможности быть эрудированными в области физического воспитания, активно использовать знания в области физической и спортивной деятельности и соотносить эти виды деятельности с профессиональными категориями;
· коммуникативно-регулятивную, отражая процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физической и спортивной деятельности, организации значимого досуга, который влияет на коллективное настроение, опыт, удовлетворение социальных и этических, эмоциональных и эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение внимания от курения, алкоголя, злоупотребление психоактивными веществами; социализации личности.
Для достижения цели физического воспитания в вузе нужно сформировать физическую культуру личности студента, также важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
· понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
· знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
· формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самовоспитание и самосовершенствование, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
· овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
· обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии.
Существуют различные способы укрепления и поддержания здоровья. Основной метод заключается в том, чтобы вести здоровый образ жизни студента. Но концепция ЗОЖ охватывает не только физические упражнения. Кроме того, необходимо придерживаться сбалансированного питания, здорового сна, закалывания; Тем не менее, ежедневные утренние упражнения играют важную роль. Только с помощью регулярных утренних упражнений студент может достичь наилучшей физической подготовки, а затем и физического совершенства. Зарядка повышает как физическую, так и умственную работоспособность организма. Регулярно занимающиеся физическими упражнениями, реже болеют, эффективнее работают и имеют большую продолжительность жизни. Особенно важно создать практический план, основанный на индивидуальных характеристиках человека. Ни в коем случае нельзя применять чересчур сильные нагрузки и доводить себя до состояния полного утомления.
Занятия физической культурой, с целью укрепления самочувствия студентов, должны обеспечивать постоянную двигательную активность. Достаточно известный факт, что минимальная длительность двигательной активности студентов должна быть не менее 6-10 часов в неделю. Одновременно с этим, стоит отметить следующую тенденцию - наибольшая доля студентов занимается спортом только на уроках физической культуры, а это катастрофически мало для молодого организма, всего около 4 часов в неделю. Студентам очень важно на регулярной основе проявлять свою физическую активность и уделять своему организму и физическому состоянию достаточное количество времени. Но в то же время, необходимо обозначить проблемы, с которыми сталкиваются студенты при посещении занятий физической культурой.
Во-первых, та программа, по которой проводятся занятия, как правило, рассчитана на университеты, которые достаточно обеспечены всем необходимым оборудованием и инвентарем для занятий спортом. Но большинство, институтов не обладают необходимым уровнем обеспеченности, и как следствие, выполнение данной программы в полном объеме не становится возможным. И поэтому, преподаватель вынужден делать акцент в своих занятиях преимущественно на нормативы, которые предполагаются в данной программе. Второй проблемой выступает тот факт, что занятия физической культурой будут оказывать влияние на здоровье учащихся исключительно в тех случаях, когда их спортивные интересы будут удовлетворены в достаточном объеме, по крайней мере, у большей части студентов. На сегодняшний день наиболее популярными видами спорта выступают: большой теннис, плавание, йога, аэробика, борьба и спортивные игры. Но на практике, как правило, удовлетворить подобные интересы студентов просто невозможно. Так как, было уже подмечено ранее в статье - по той же причине отсутствия специального оборудования и спортивных площадок, а также завышенной платы в современных спортивных комплексах и бассейнах. Третья проблема, это тот факт, что для повышения авторитета занятий физической культурой важен кардинально новый подход к физическому воспитанию студентов. Стоит отметить, что в настоящее время идет процесс усовершенствования учебной программы по физической культуре с помощью внедрения различных дополнительных видов спорта, которые обеспечивают двигательную активность студентов, а также оказывают позитивное воздействие на оздоровительную направленность занятий. А также таких видов спорта, которые способствуют росту интеллектуальной и мозговой активности студентов, а также интерес в целом к посещению занятий физической культурой. К сожалению, на сегодняшний день статистика показывает, что больных студентов становится всё больше и больше. Таким людям довольно сложно справляться со стандартными физическими нагрузками. Поэтому, исходя из результатов медицинской комиссии, по дисциплине физической культуры их определяют в специальную группу ЛФК (лечебно-физическая культура). Такой вид физической культуры является лечебно-профилактическим, помогает быстро и более полноценно восстанавливать здоровье человека. Помимо этого, ЛФК предупреждает появление осложнений различных заболеваний. Рассмотрим, как физические нагрузки влияют на организм человека. Если говорить о сердце, то количество ударов в минуту у занимающегося спортом человека значительно меньше. Таким образом, сердце меньше изнашивается, тренировки дают шанс на более долгую и здоровую жизнь. Стоит отметить, что кислород очень важен для нашего организма. Только благодаря кислороду мы можем получать энергию. При низкой физической активности наблюдаются отрицательные изменения в органах дыхания. Физические упражнения также снимают состояние стресса. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличивается наша жизнерадостность работоспособность. Ну, и конечно же, физическая активность благоприятно влияет на иммунитет студента. Благодаря физическим нагрузкам иммунная система намного эффективнее борется с различными бактериями и вирусами. Одним из самых доступных и эффективных видов физической культуры считается бег. Это всегда прекрасный способ разрядиться, отвлечься от мыслей и снять нервное напряжения. Бег способствует процессу похудения, улучшению кровообращения, мозговой активности и выносливости организма, повышая его иммунные силы.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что физическая культура играет огромную роль в укреплении здоровья людей, в частности студентов. Регулярное и умеренное выполнение физических упражнений действительно благотворно влияет на функционирование нашего организма. Низкая физическая активность определённо ведёт к ухудшению состояния здоровья, развитию различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни. Студенты должны четко понимать и осознавать важность дисциплины «Физическая культура». Для этого образовательные учреждения должны разрабатывать новые методики и проводить мероприятия, чтобы мотивировать студентов к регулярному выполнению физических упражнений и повышению физической активности.
Список литературы
1. Ильиныч В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. В.И. Ильиныч. – М.: Гардарики, 2007. - 336с.
2. Физическая культура и спорт. Сборник студенческих работ / под ред. Э.В. Овчаренко. - Москва : Студенческая наука, 2012. - 2299 с.
3. Вленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017 - №1.
4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - №1.
5. Копылов Ю.А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. - 393 с