Найти тему
168,9K подписчиков

Великое отступление

7,5K прочитали

Всё это уже было. Сто лет назад случилось то, что позже назвали "Великим отступлением".

3 июня 1915 года в замке Плесе собралось высокое совещание германского главнокомандования и австрийских союзников, с участием кайзера Вильгельма. Немецкие и австрийские генералы обсуждали различные варианты, каким образом можно быстро и эффективно выбить из войны Россию.

Источник: https://zvezdaweekly.ru/
Источник: https://zvezdaweekly.ru/

22 июня 1915 года был захвачен Львов и некоторые генералы уверяли, что надо продолжать теснить русских на восток. Однако, начальник Генштаба Эрих фон Фалькенхайн имел другое мнение.

Он прекрасно помнил опыт Наполеона и говорил, что русские могут отступать на свою территорию бесконечно и без особых проблем для себя, а вот доблестные войска кайзера вкусят всю горечь бездорожья и засад из березовых лесов. Россия велика и на этих гигантских расстояниях немецкие войска просто потеряются, оторвавшись от своих коммуникаций, а тем временем англичане и французы нанесут удар с другой стороны.

Горлицкий прорыв, 1915г.
Горлицкий прорыв, 1915г.

Но было очевидно, что русская армия испытывает проблемы с обеспечением и боеприпасами. Немецкая разведка доносила о недостатке в русской императорской армии вещевого и продовольственного довольствия, патронов и снарядов.

Поставки на фронт производились не регулярно и обладали скверным качеством. Всё это ослабляло моральный дух русских солдат и офицеров.

Источник: watermelon83.livejournal.com
Источник: watermelon83.livejournal.com

Кроме того, немцы подозревали, что Россия уже потеряла наиболее подготовленные войска в зимнем Карпатском наступлении 1914 года, когда в студеных горах с австро-венгерскими войсками столкнулись 8-я армия генерала Брусилова и 9-я армия генерала Лечицкого, а также 3-я и 11-я армии РИА, которые понесли немалые потери.

Следовательно, считали немцы, Россия, потеряв в боях свои лучшие кадры, могла пополнить свои силы лишь скороспелыми прапорщиками и плохо обученными новобранцами.

Правда то, что и немцы потеряли в этих боях свои самые боеспособные войска — в расчет не бралось. Принято было считать, что немецкий солдат годен к войне с самого рождения.

Все это сигнализировало о том, что русская армия дрогнет при мощных ударах и покатится назад. Осталось только выбрать направление для удара и сосредоточить на нем значительные силы. Но если не давить на восток, то куда?

Всё это уже было. Сто лет назад случилось то, что позже назвали "Великим отступлением".-4

Начальник генерального штаба генерал Э. фон Фалькенгайн остановился на направлении удара между реками Висла и Буг. Естественные преграды с флангов сужали возможность русской императорской армии маневрировать. При массированном ударе русской группировке оставалось только одно направление движения — назад. Именно тут должны дрогнуть и побежать русские солдаты, а немцы смогут развить наступление, забирая территории в стратегические клещи.

Всё это уже было. Сто лет назад случилось то, что позже назвали "Великим отступлением".-5

Еще в мае немцы успешно ударили по русским силами 11-й германской армии и 4-й австрийской армии. Участок удара в районе польского Горлице был выбран не случайно. Немцы обладали здесь шестикратным перевесом в артиллерии. 2 мая 1915 года немецко-австрийские войска численным перевесом смяли слабую 3-й русскую армию, продвинулись вперед на 40 километров.

В июне был захвачен Львов, а в июле 1915 года русские войска были вынуждены оставить Галицию. Уходя, русская армия сумела вывести 300 тысяч русинов, русских галичан. Части генерала Деникина до последнего удерживали мост, по которому шли беженцы.

Источник: warspot.ru
Источник: warspot.ru

И вот теперь немцы решили двигаться не на восток, где уже сформировалась оборона русских, а резко повернуть и ударить крупными силами в северном направлении. Для этого был создан ударный "кулак" из трех изрядно пополненных армий (11-я, 4-я и Бугская армия (группа войск) генерала Линзингена на правом крыле 11-й армии).

Еще правее немцы сконцентрировали 1-ю австрийскую армию, оголив левый берег Вислы. Чтобы скрыть подготовку удара на север, начальник Генштаба Германии планировал ударами Южной армии и 2-й австрийской ввести русских в заблуждение. А на встречу 11-й армии должна была выдвинуться из Пруссии 12-я армия генерала Гальвица и замкнуть кольцо в районе Варшавы. Таким образом, в окружении окажутся 4-е русские армии в Польше (1-я, 2-я, 3-я, 4-я), и будут разгромлены наступающими войсками.

Всё это уже было. Сто лет назад случилось то, что позже назвали "Великим отступлением".-7

Но генералы Гинденбург и Людендорф высказали решительный протест этим планам. Они предлагали одновременно развить наступление с плацдарма в Прибалтике и ударить на Ковно, а 11-ю армию двинуть в обход восточнее Варшавы, к Вильно и Минску, с тем, чтобы окружить не четыре русские армии, а сразу семь таких армий русских и смять оборонительные позиции русской армии в Польше, Прибалтике и Белоруссии одновременно, с тем, чтобы раз и навсегда выбить Николая II из войны.

Начальник штаба Восточного фронта генерал Эрих фон Людендорф выразил уверенность, что русские будут до последнего сидеть в крепостях Новогеоргиевска, Ковно, Гродно, Осовце, Бреста и стараться максимально удерживать "польский выступ", тем самым давая возможность германским войскам широкими хватами отрезать всю эту территорию от снабжения и резервов. А затем, с помощью дальнобойных орудий, можно расщелкать все эти крепости как орешки, если Россия будет упираться, а не сдастся сразу на милость победителя.

Пауль фон Гинденбург (слева) и Эрих Людендорф (справа) в штабе
Пауль фон Гинденбург (слева) и Эрих Людендорф (справа) в штабе

План Гинденбурга и Людендорфа вышел замечательным, но авантюрным. У немецких и австро-венгерских войск просто не хватало сил на такие глубокие удары, пришлось бы оголить другие участки Восточного фронта и другие фронты, чем не примут воспользоваться союзники русских.

Пока немцы будут пережевывать польские и прибалтийские территории, французы и англичане, чего доброго, доберутся до Берлина и Вены. Лучше и надежнее окружить всего четыре русских армии, чем потерпеть поражение во всей кампании.

Русские солдаты в Галиции
Русские солдаты в Галиции

Спор разрешил кайзер Вильгельм II. Он внимательно выслушал обе стороны и встал на сторону начальника германского Генштаба Фалькенхайна. Но Гинденбург поступил по своему и ударил таки одновременно 10-й армией с плацдарма в Прибалтике (направление Ковно-Вильно-Минск), распылив свои войска, чем смазал общую картину идеального наступления.

А.Керсновский позже писал:

"Неприятель разбросал свои усилия. Русские армии получили два сильных удара, но это было лучше, чем получить один, смертельный".

После тяжелых боев в августе 1915 года русским войскам пришлось оставить Польшу, но "польского мешка" армиям избежать удалось и Алексеев сумел вывести войска в относительно боеспособном состоянии. В относительно, потому что немцы были правы: русская армия оказалась деморализована, в ней не хватало по штату почти полмиллиона сабель и штыков, не хватало офицеров, не хватало вооружения и боеприпасов, продовольствия.

Немецкие войска входят в Варшаву, 1915 год
Немецкие войска входят в Варшаву, 1915 год

Качество пополнений было не важным. На фронт приходили новобранцы, не обученные стрельбе, а офицеров заменили представители интеллигенции в новеньких погонах, которые разлагали в войсках боевой дух и сеяли революционные настроения.

Всё это уже было. Сто лет назад случилось то, что позже назвали "Великим отступлением".-11

Так как на каждые три тысячи солдат теперь приходилось всего 10-15 офицеров, солдатские массы оказались в целом предоставленными сами себе, а унтер-офицеры не могли контролировать роты и батальоны должным образом.

Резко возросли упаднические настроения. Повсеместно стало возникать неподчинения вышестоящим начальникам и командирам. Офицеры ожесточались, солдаты огрызались, дело доходило до драк и стрельбы.

В Ставке
В Ставке

23 августа 1915 года Николай II посчитал нужным принять на себя Верховное Главнокомандование, а начальника штаба Ставки поставил М.Алексеева. Однако, это не решило насущных проблем. Немцы давили в Литве и лишь в сентябре удалось стабилизировать фронт на линии Рига-Двинск-Барановичи-Тарнополь.

Русским войскам пришлось отойти на 500 километров. Были потеряны Галиция, Польша, Литва. Но немецкому командованию не удалось воплотить свои замыслы и разгромить русских.

В 1916 году случился победоносный Брусиловский прорыв, и лишь благодаря настроениям в армии и обществе он не стал решающим, а закостенелость многих генералов не позволила стать гибче и изменить стратегию и тактику действий русских войск. Линия фронта снова зафиксировалась, зацементировалась, а там и Февральская революция произошла.