Найти тему

ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ

Мы видим мир цветным, но вот вопрос: а действительно ли он цветной или это все иллюзия восприятия? Помните свет, призму и цветные лучи? Так о чем же все-таки обложка Pink Floyd ?

Обложка альбома группы Pink Floyd
Обложка альбома группы Pink Floyd

Белый солнечный свет раскладывается на цветовой спектр, это в 1666 году нам продемонстрировал сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы. Подобный спектр содержал все цвета за исключение пурпурного.

Дисперсия света
Дисперсия света

Ньютон пропускал солнечный свет через узкую щель, который в свою очередь падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Если это изображение провести через собирающую линзу, то оно снова даст белый цвет.

Что такое дополнительные цвета?

Давайте разделим спектр на две части:

1. красно-оранжево-желтая

2. зелено-сине-фиолетовая

Теперь, если мы соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета. Смесь которых даст нам белый цвет.

красно-оранжево-желтый + зелено-сине-фиолетовый = белый

Итак, два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными

Интересно, что если мы удалим из спектра один цвет, допустим, желтый, и линзой соберем оставшиеся цвета - красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, - то полученный нами смешанный цвет окажется фиолетовым.

Какой бы цвет мы не удалили, смесь остальных даст дополнительный к нему цвет.

А теперь давайте перейдем к конкретике и посмотрим на цветовой круг.

-3

Дополнительные цвета на цветовом круге находятся на одном диаметре в противоположных его концах.

Цветовая гармония.

Обычно, выбирая цветовые сочетания, мы основываемся на каком-то субъективном представлении об их гармоничности. Гармония - это равновесие, симметрия сил. Чтобы перенести понятие гармонии из области субъективного в область объективного, следует обратиться к человеческой физиологии.

Если человек некоторое время будет смотреть на зеленый квадрат, а потом закроет глаза, то в глазах у него возникнет красный квадрат. Этот опыт можно провести с любыми цветами, и выводом будет то, что образ возникающий в глазах всегда будет являться дополнительным по отношению к увиденному цвету. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. Это явление можно назвать естественной потребностью добиться равновесия.

В 1797 году физик Румфорд опубликовал гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он изучал спектральные цвета. Ранее мы уже изучили тот факт, что при изъятии одного цвета из спектра и соединении оставшихся собирающей линзой, мы получим дополнительный цвет к изъятому (изымем красный из спектра - получим зеленый). По законам физики, если мы вновь соединим изъятый цвет с его дополнительным, то по сути мы соединим все цвета вновь и получим белый цвет, но пигментная смесь даст нам серо-черный цвет.

Серо-черный цвет как индикатор гармоничности.

-4

По словам физиолога Эвальда Геринга: "Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состоянии оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это означает, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия"

Если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий, то смесь этих цветов будет серой. Эти три цвета представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для удовлетворения требуется данная связка.

-5

Цветовосприятие

Цвет производит на человека косвенное психологическое воздействие. Цвета могут вызывать чувства радости и грусти, стимулировать активное или пассивное поведение. Цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, начинают тяготеть к экспрессивным или дисгармоничным.

-6

Теплые цвета действуют активно. Вызывают ощущение бодрости, а при определенных условиях - возбуждают.

Холодные цвета - пассивны, они успокаивают, располагают к раздумьям.

Зеленый цвет снимает нервное напряжение. Воздействие цвета зависит от его яркости и места расположения.

-7

-8

Теплые и светлые цвета, расположенные на плоскостях, ограничивающих пространство сверху - возбуждают, а расположенные с боков дейсвуют согревающе, приближая. Снизу - вызывают ощущение приподнятости, облегчения.

-9

Теплые и темные цвета при окрашивании ими верхних поверхностей - вызывают чувство торжественности, с боков - обволакивают, снизу - ощущение надежности и прочности.

-10

Холодные и светлые цвета, расположенные на плоскостях, ограничивающих пространство сверху - угнетают, с боков - вызывают ощущение холода.

-11

Так стоп ... И все же вопрос: имеет ли предмет цвет или это наше восприятие ?

Когда мы говорим "эта тарелка синяя" мы имеем в виду, что ее молекулярный состав таков, что он поглощает все световые лучи , кроме синих. Сама по себе она цвета не имеет, он создаётся при ее освещении.

Световые волны по сути тоже не имеют цвета, он возникает при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Волны характеризуются длиной и частотой волны, и у каждого спектрального цвета они свои. Как мозг распознает эти волны пока неполностью известно.

-12

Если например красную бумагу осветить зелёным светом, то она покажется черной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, которые могли бы быть отражены этой бумагой.

Надо понимать, что краски (вещественные цвета) и свет определенного цвета это совсем разное. Если смешать три основных цвета в вещественном эквиваленте ( жёлтый, красный, синий), то получится черный, а при смешивании лучей получается белый. Когда мы смешаем все пигменты, каждый из которых способен отражать свою часть спектра, мы работаем по принципу вычитания, а не сложения как при волновом цвете. То есть смесь этих цветов полностью поглощает свет, потому что внутри смеси сидит красный (который может отразить красный, а все остальное поглотить) и зелёный (который может отразить зелёный), в итоге красный отразил красный, но его уже поглотил зелёный, зелёный отразил зелёный, но его уже поглотил красный. Так и получается, что вся смесь чёрная.

P.S.

Для более глубокого погружения в тему советую обратиться к "Искусство цвета" И. Иттен и "Проектирование и строительство" П. Нойферт.