Примечание: возможны спойлеры
Затянул я, конечно, с прочтением этого сборника, но, как говорится, не впервой. В книге содержатся 7 произведений русских писателей (повести и рассказы) и все они так или иначе затрагивают тему любви (как минимум любовная линия присутствует везде, но не в каждом из произведений занимает центральное положение). В целом можно сказать, что сборник вышел неплохим, особенно могу отметить повесть В.Г. Короленко "Слепой музыкант". Ну и далее, чтобы не разглагольствовать в пустую, о каждом произведении в отдельности по порядку:
И.С. Тургенев "Вешние воды"
Эту повесть я даже читал когда-то. Но, видимо, она мне настолько не запомнилась, что даже, когда я уже приступил к актуальному чтению, ни одного воспоминания в моей голове не всплыло. И я думал, что так и дочитаю эту повесть как в первый раз увиденную, но, дойдя чуть дальше её половины (на том моменте, когда герой поехал продавать имение), я всё вспомнил (удивительно работает память, но не удивительно с точки зрения того, как устроена повесть, потому что как раз первая часть у неё слишком обыденная и простая, поэтому и незапоминающаяся). И мне даже не хотелось продолжать чтение. Не из-за того, что я сюжет вспомнил и мне не хотелось вновь с ним ознакамливаться, а из-за того, что мне явно не понравится всё далее описанное в произведении. Не то, чтобы сама повесть плохая, но автор сделал в ней героя не самым приятным типом.
И вот что тут по сюжету происходит. Нам представляют героя, уставшего от имеющейся у него жизни. Он случайно находит в столе крест, после чего вспоминает случай из своей молодости. Как-то раз, когда герой возвращался в Россию из Италии, он остановился для пересадки в одном городке и набрёл там на кондитерскую. Тут его встретила красавица, которая потащила героя спасать её брата. Это всего лишь был обморок, поэтому ничего критичного не случилось, но наш герой завязал знакомство с семьёй красавицы, даже решил остаться в этом городке подольше. Красавица была помолвлена с одним парнем, но герой особо ни на что и не рассчитывал. Но вот произошёл случай, когда они все вместе отправились на прогулку загород, к девушке пристал пьяный военный. Её молодой человек среагировал лишь возмущениями, а вот наш герой нарвался на дуэль. Но ничего страшного не произошло, так как дуэль скорее была для виду и никто всерьёз помирать не хотел, но зато герой отстоял честь. И тут красавица поплыла, отказала своему жениху, герой ей признался в любви и даже замуж позвал. Они объяснились с матерью красавицы и тут встал вопрос денег. Герой решается продавать имение своё. Удачно встречает бывшего товарища, у которого есть богатя жена, то есть потенциальный покупатель. Герой отправляется в другой город к жене друга. Проводит с ней время. Она его обольщает, чуть ли не делает из него своего раба, тем самым герой отказывается от красавицы. И вот уже через тридцать лет герой узнаёт о судьбе красавицы, пишет ей письмо, она на него зла не держит, и уже он решается приехать к ней в гости. Конец.
Своеобразная повесть, в первой части которой происходит всё скучно и просто, а во второй даже немного сюрреалистично. В основном, конечно, такое представление возникает из-за этой семейки Полозовых, где жена свободолюбивая (во всех отношениях) богачка, а муж — это аморфная туша, вечно что-то жрущая и ни о чём более не заботящаяся. Жена даже героя соблазняет по сути из-за спора (она поставила на то, что герой окажется в её власти, а её муж на то, что герой устоит от соблазна). То есть, когда только начинаешь читать повесть, ты явно не ожидаешь к чему всё придёт. И тем более не ожидаешь от героя такого поступка в итоге (то, что он повёлся на жену товарища). С одной стороны, это очень даже неплохо, так как произведение тебя не оставляет равнодушным, ты читаешь не о простой и типичной истории любви; но с другой стороны, необычность второй части и сам герой отталкивают, вызывают неприятные впечатления.
И герой — это основа этих неприятных впечатлений. Сначала нам его вполне хорошим человеком показывают. Приятный во всех отношениях молодой человек, который нравится не только Джемме (красавице), но и всей её семье (мать, брат и слуга). Особенно это хорошо показано на фоне жениха Джеммы, который вхож в их дом только из-за своего состояния, но при этом никто в их семье естественно себя с ним не ведёт. К тому же герой заступается за красавицу, не побоявшись поставить на кон свою жизнь (своеобразные в те времена понятия о чести были, конечно). То есть во всех отношениях герой себя хорошо показывает. Но вот дальше... Его поспешность чувств уже даёт первые звоночки. Они там только неделю знакомы, а тот уже замуж зовёт и имение готов продать. То есть сразу видим, что страсть его движет больше чем рассудок. Даже сама Джемма ему несколько раз говорит, что "он не обязан" и "что его ничего не связывает" (про скоротечный брак). А тому хоть бы что, любовь всей жизни и точка. Вот только дальше мы видим, что любовью там и не пахнет, лишь ударившее в голову влечение (страсть). Причём он ведь мог с лёгкостью отказаться от жены Полозова. Ему ведь даже в самом начале предлагают выбор, где в одном из вариантов герой мог тут же отправиться обратно к Джемме (деньги в долг или обождать пару дней насчёт покупки). И он ведь сам всё понимает относительно жены Полозова — то как она себя ведёт, как к нему относится, — но всё равно ведётся на её уловки, потому что рассудок и любовь к Джемме уже давно для него не на первом месте. И вот смотришь на такого безвольного, поддавшегося страсти, безрассудного героя и прямо чувство отвращение к нему испытываешь (4 часа наедине в убогой караулке посреди леса и теперь он раб, причём один из многих рабов жены Полозова). Не люблю я таких персонажей, особенно среди ГГ. Ведь в любом случае с героем ты во время чтения пытаешься себя ассоциировать или по крайней мере примерять его шкуру на себе. А подобные безвольные персонажи, которым страсть разум затмевает, крайне неприятные чувства вызывают, что даже ознакамливаться с произведением дальше не хочется. В данном случае ещё и для героя всё заканчивается не самым худшим образом. Да жизнь дальнейшая у него была не самая счастливая, прожил он можно сказать эти 30 лет в скуке и одиночестве, но всё же прощение он получил и, возможно, даже встретится вновь с красавицей. Практически неплохой конец для него, хотя я бы предпочёл, чтобы всё разыгралось иначе и явно не в пользу героя.
В общем, своеобразная повесть. Впечатления после себя она оставляет, но не самые приятные. Зато этот сборник действительно не врёт и пока что рассказывает о теме любви (хоть и про ту любовь, которая только на словах бывает), в отличии от предыдущего, который я читал, где любовь была далеко не темой сборника.
Ф.М. Достоевский "Маленький герой"
Не особо зашёл мне данный рассказ. Есть в нём своя прелесть. Мы видим первые романтические чувства одиннадцатилетнего парня и то, как он их осознаёт, как их переживает. В этом плане занятно прочитать данное произведение. Но во всём остальном я не смог для себя чего-либо интересного отыскать. В особенности мне не понравилось как рассказ написан. Это, конечно, штука субъективная, но я буквально ощущал во время прочтения как меня заваливают обилием слов в виде огромных абзацев. На столь небольшой сюжет столь большой излишек словоблудия — это, как по мне, слишком.
По сюжету тут происходит следующее. Герой — это 11-летний парень, который находится на нескончаемом празднике своего родственника (сотни гостей, обилие праздничных дней, различных мероприятий и т. д.). Есть среди гостей праздника красавица-блондинка (на порядок старше героя), которая вечно задирает нашего паренька (немного взбалмошная девица). И есть у этой красавицы подруга, в которую влюблён герой (она также намного старше его). Подруга эта замужем и что-то у них с мужем не ладится. Пропустим здесь всё бессмысленное содержание с мероприятиями и конями. В один момент герой увидел как эта подруга с неким господином лобзаются и он ей на прощание передаёт письмо. Она его теряет, а герой находит. И вот он пытается придумать как это письмо вернуть. Находит способ. Девушка за это героя целует, а затем уезжает с мужем, после чего герой её больше никогда не видел. Конец.
То есть о сюжете здесь говорить не приходится. Нет его просто. А всё, что нам дозволено увидеть, так это именно переживания и мысли этого подростка, который только познал первое чувство влюблённости. Стыдливость, досада, злость, попытка проявить себя и т. д. Обо всём этом действительно можно прочитать в рассказе. Хотя сюжетная логика выходит такой, что влюблённый в девушку подросток помогает ей в измене своему мужу. Забавно, конечно, получается.
В общем, такое себе. Прочитать можно, но не уверен, что нужно. С Достоевским у меня всегда так — раз на раз не приходится, то восторгаешься, то наоборот разочаровываешься.
А.И. Куприн "Олеся"
У меня возникло такое ощущение во время прочтения этой повести, что её сюжет мне знаком. Не помню, чтобы я читал это произведение. Да и в целом с творчеством Куприна знаком не сильно ("Яма", "Морская болезнь" — из того немногого, что мне запомнилось). Но буквально с самого начала я понимал о чём именно выйдет эта история. Может быть, ещё в школе её проходили, но это было так давно, чтобы припомнить, да и книжек в ту пору я ещё не читал. Ну да ладно.
Есть ещё и другой момент. Истории, где имеются предсказания или гадания (а в этой повести они есть), которые раскрывают сюжет по большому счёту, — это ведь не очень. Это такой странный приём, когда у тебя в самой книге заложены спойлеры на всё происходящее далее. И ведь они всегда сбываются, иначе смысл их было запихивать в сюжет тогда. Такой приём не кажется странным? Нет? И ладно если это большое произведение с кучей персонажей и событий, когда нет ясности как в итоге всё обернётся, как например "Жертва судебной ошибки" Эжена Сю, но здесь повесть, она небольшая и событий в ней немного, от точки страта до точки конца всего лишь один шаг без каких-либо отклонений в стороны. Я и так предполагал как здесь история развернётся, так мне ещё в самом начале об этом сказали. Не претензия в сторону произведения, просто осадочек неоднозначности остаётся.
По сюжету тут происходит следующее. Молодой барин (или как его назвать) по рабочим вопросам живёт в деревушке и скучает. Как-то раз на охоте он заплутал и оказался на болоте. Там он нашёл избушку. В ней, как говорили деревенские, жили ведьмы — старуха с внучкой. И вышло всё так, что герой наш с этой внучкой (молодой девушкой) начал много времени проводить (ему ещё нагадали, что он девушку повстречает, которой из-за него позор придётся пережить). Конечно же, у них возникла любовь. Но проблема оказалась в том, что она ведьма и верит во всякие тёмные силы, а значит церковь для неё под запретом, таким образом и замуж выйти не получится. Но всё же любовь сильнее. И девушка решается ради любимого в церковь сходить. Вот только её местные бабы всячески обозвали, обругали и избили, за что девушка на них плохим словом накричала в виде проклятья. И вот после этого инцидента влюблённые расстаются по инициативе девушки. А также они все в стремительном темпе сваливают, так как местные решились их всех покарать (погода разбушевалась и дома разрушила сразу после проклятья). Конец.
И в целом повесть мне приглянулась. Сама любовная история, даже можно сказать табуированная (церковь и колдовство рука об руку не ходят, а значит и законных отношений быть не может, что приводит к неприятной молве в обществе — в рамках того времени), мне понравилась. Даже оканчивается она для влюблённых не совсем чтоб на неприятной ноте, скорее на нейтральной, так как герои в конце объяснились по сути. Хотя если бы герой захотел, то он бы что-нибудь да и смог предпринять, чтобы не расставаться навеки с любимой. Проблемы, конечно, в их совместной жизни были бы, но без жертв в такой рисковой любви никуда, а герой, как нам его описали в гадании, "слабый" и "подчиняющийся", так что увы и ах, счастливой концовки с таким персонажем не получить.
Само это представление о колдовстве и то, как к нему относились обычные деревенские в то время, также хорошо и интересно показано, когда два несвязанных между собой события связывают и готовы за это людей убивать (старуха и умерший младенец; девушка и разрушенные дома из-за погоды). Да и в целом то, как здесь показывают споры между героем и девушкой об этих тёмных силах и веры в них, а также просто как описывают колдовские фокусы, всё это также занятно описывается. К этому ещё можно прибавить нравы, говор и просто описание деревенской жизни, то есть ещё и определённый колорит создаётся, что отлично влияет на атмосферу описанного.
В общем, хорошее произведение. Мне, по крайней мере, в целом оно приглянулось во всех своих деталях.
А.П. Чехов "Дом с мезонином"
Относительно этого рассказа я уверен, что читал его, так как он ещё у меня есть в трёхтомнике Чехова. Правда, в любом случае сюжет у меня стёрся из памяти (я думал там про другое совсем будет), так что не лишним было вновь прочитать его.
По сюжету получаем следующее. Герой — это художник, который живёт скучно и уныло (в данный момент гостит у знакомого). Случайно он набредает на домик (тот самый с мезонином). Затем знакомиться с семьёй, которая там живёт — две сестры и их мать. Часто захаживает к ним. Со старшей сестрой они спорят, а к младшей проникается чувствами. После ласк и поцелуев, младшая рассказывает об этом старшей, что приводит к тому, что младшая с матерью уезжают, а герой остаётся ни с чем. Конец.
И вот, казалось бы, совсем ничего здесь нет. Даже противостояние идей идеалистических и сугубо практических между героем и старшей сестрой насчёт народа, помощи ему и т. д. не вызывает какого-либо отклика. Как бы есть и есть. Просто эти идеи наполняют содержание рассказа (ничего интересного там нет). Но то, как рассказ заканчивается, бьёт в самое сердечко:
"...когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю смутно, и мало-помалу мне почему-то начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают, меня ждут и что мы встретимся...
Мисюсь, где ты?" [с. 270]
Вот это личное обращение "где ты?" как будто делает героя живым. Не знаю почему, но только после него ничего не значащий для меня рассказ смог обрести целую палитру чувств. Всего три слова, а эффект такой, что выражений под его описание трудно подобрать. Это до гениальности странно. Хотя не исключаю варианта, что это я немного поехавший или просто эти слова попали точно в моё настроение (актуальное состояние). Но определённо этот рассказ запомнится мне лишь благодаря этому обращению (оно ведь реально как будто грань художественного и реального пробивает, как будто ты его видишь уже не на страницах книги, а оно начинает звучать здесь в современной реальности; точно поехавший).
В общем, непримечательный рассказ, который своими последними тремя словами переворачивает его в определённо примечательный.
В.Г. Короленко "Слепой музыкант"
Ну это однозначно лучшее, что есть в данном сборнике. Да, тема любви здесь не на первом плане, можно даже сказать, что она лишь вскользь проносится, но романтическую линию какую-никакую мы всё же имеем. А в целом перед нами полноценное жизнеописание слепого. И оно просто прекрасно. Вот прямо как я люблю. До этого я уже когда-то был знаком с некоторыми работами Короленко и, скажем так, данный автор меня заинтересовал. Как мне показалось, он неплохо передаёт особенности разных народностей, создаёт ощутимый колорит той среды, которую описывает (в данной повести подобное также ощущается, но не является первостепенным). В частности мне у него запомнился рассказ "Без языка" о русских эмигрантах в Америке, где показанный контраст среды поражает. Но вот актуальное произведение — это действительно то, на что точно стоит обратить своё внимание.
По сюжету же мы получаем следующее. В достаточно богатой, но немногочисленной семье — жена с мужем и брат жены, — рождается мальчик. Он оказывается слепым. Естественно, мать переживает по этому поводу (а отца в повести, практически, нет), но сын есть сын. И вот начинают идти его детские годы. О нём заботятся, всячески пытаются его обучать и т. д., то есть в основном держат в "тепличных" условиях, ограждая от внешнего мира. За воспитание мальчика берётся брат жены, который также является инвалидом (калека без одной руки и ноги), и подходит к этому крайне серьёзно, пытаясь давать разностороннее обучение. В это же время мальчик увлекается музыкой. Сначала просто слушает, а потом и сам начинает играть. И вот в один момент он знакомится с девочкой, которая не сразу поняла о недуге мальчика, но с которой они сблизились и подружись да так, что девочка стала постоянной гостьей в данной семье. Время шло и мальчик вырос в юношу. Брату сестры не нравились "тепличные" условия, в которых обитал слепой, поэтому он приглашает знакомых молодых людей в их дом. Это должно показать юноше имеющуюся жизнь за пределами его "теплицы" (но также и девушке показать жизнь, которую она не видела, так как всё время проводила со слепым). Для них обоих это новые впечатления, но девушка осознаёт всё это и решается на то, чтобы быть со слепым до конца, то есть в будущем стать его женой. Юноша от подобных признаний испытывает счастье, но потом его мысли омрачаются его слепотой, то есть он начинает заниматься самобичеванием, постепенно становясь всё более хмурым и злым. Брат жены, конечно, видит все эти душевные терзания слепого, поэтому он пытается указать юноше на эгоистичность подобных чувств. Он представляет ему настоящих слепых, которым действительно не повезло в жизни, которые милостыню просят у дороги. Конечно, на юношу это действует сильно. И затем они даже исполняют другую задумку брата жены — юноша с другими нищими слепыми своим ходом, побираясь, отправляются в что-то наподобие паломничества. Это очень отрезвляюще действует на юношу, теперь он принимает свой недуг и перестаёт на нём зацикливаться. И дальше мы видим счастливый конец. Он жениться на девушке, у них рождается зрячий ребёнок, а сам слепой музыкально дебютирует перед большой аудиторией. Конец.
Наверное, даже излишне подробно сюжет пересказал. Ну да ладно. Единственное, что мне не очень понравилось в повести, так это заигрывание автора с нагнетанием чего-то трагичного в будущем слепого. Делает он это постоянно на протяжении всей истории, бросая такие фразы как "это была горькая ошибка" или наподобие "тучи сгущались". Сначала думаешь, что неладное будет в отношениях с девушкой, потому что автор в эту сторону сначала нагнетал; потом оказывается, что это связано с терзаниями героя; а по итогу ничего такого трагично или драматичного мы не получаем. Всю повесть тебя ведут к тому, что что-то должно случится, а выходит только счастливый конец. Но это единственное, что меня напрягло в произведении.
Потому что во всём остальном оно прекрасно. Я люблю когда в подобного рода произведениях детально и тщательно подходят к различным мелочам, касающихся основной темы. Даже если посмотреть на то, как здесь реализуется банальное описание природы, то можно увидеть вдумчивый подход автора. Нам сначала могут описывать красоты окружающей местности, а затем обязательно переключат на то, как воспринимает тоже самое слепой. И тут нам начинают описывать звуки, их разнообразие, то как с помощью них вырисовывается целая картина окружающего мира для слепого. И вот ко всему тому, что связано именно с восприятием окружающего через призму слепого человека, здесь действительно не скупятся на детали и слова. Даже в плане объяснения. Вот как слепому объяснить цвет? Он может понять размеры, глубину, ощущение пространства даже, но вот цвет — это то, что не услышишь и не пощупаешь. Но здесь это даже пытаются передать через звуки и мелодии (через образные выражения по типу красный звон). Такой подход — это действительно лучшее, что есть в повести. Читаешь и понимаешь, что не зря тратишь на это время.
И ещё одна мысль не о самом произведении, а об авторе. Не знаю, может я и надумываю сейчас, но ещё при первом ознакомлении с работами автора у меня возникло очень странное ощущение, что подобные сюжеты и истории, о которых рассказывает Короленко, очень не характерны для их времени написания (вторая половина XIX века, ближе к концу). Почему-то у меня возникло стойкое представление, что то, о чём пишет автор, скорее ближе современности или как минимум к середине прошлого века. Не могу это объяснить адекватно, но что тогда (при первом ознакомлении с творчеством автора), что сейчас, текста Короленко вызывают во мне удивление несоответствия ожиданий от времени написания (в сравнении с работами других авторов того времени) и содержания самого произведения. Хотя не отрицаю, что у меня просто сложилось ложное представление о том периоде и произведениях в виду малой начитанности.
В общем, однозначно это то, что можно и нужно прочитать. Это точно лучшая работа из этого сборника.
И.А. Бунин "Натали"
Слишком своеобразно. Хотя, учитывая Бунина как автора, то вполне в его стиле (как минимум относительно его небольших работ). Забавно, но на фоне других произведений в сборнике здесь тема любви приобретает скорее эротический оттенок. Опять же, подобное не удивительно для Бунина, да и герой рассказа — это студент в поисках любви. Но всё же местами очень сильно подобное выделяется на фоне других произведений в сборнике (с акцентами на не самых привычных вещах в подобного рода произведениях: "родинка с красивым завитком черных волос" или "низ живота в жирных складках").
По сюжету мы видим следующее. Молодой студент приезжает в гости к родственнику с намерением найти себе барышню. В этом доме две девушки: его двоюродная сестра и её подруга. С первой он чуть ли не с порога уже сосаться начал (потом и дальше по вечерам они придавались сладостными утехами), а ко второй уже больше начал проникаться чувствами. И вот ко второй он всё подкатывает, она ему даже в любви признаётся, но в этот же день она застукала его с первой. Дальше проходит несколько лет. Герой до сих пор любит вторую, а она уже и замуж вышла, и ребёнок у неё есть. Но вот в один момент муж у неё умирает. Герой так вообще какую-то сиротку обрюхатил. И вот как-то раз он к девушке этой всё-таки приезжает, рассказывает о своих чувствах, она тоже ему говорит, что любовь её не угасла. И, вроде бы, они теперь тайно вместе, но она вскорости во время преждевременных родов умирает. Конец.
Не знаю. Не понравилось мне. Вся эта кутерьма страсти, похоти, любви и тому подобного как-то на меня совсем не производит впечатления. К тому же сумбурная концовка какая-то совсем не притягательная (в начале хотя бы повествование размеренное). Даже мыслей особо нет у меня относительно данной истории.
В общем, такое себе.
Н.Д. Телешов "Тень счастья"
Неплохой рассказ с правильным посылом. Опять же, не совсем о любви, скорее об одиночестве, но всё же в рамках темы сборника.
Сюжет. Молодой одинокий человек работает в конторе. Помимо этого он ещё увлекается музыкой. И вот в один из дней его попросили подменить пианиста на одном выступлении. На следующий день ему пришло письмо от девушки с предложением встречи. Парень уже много чего себе нафантазировал и пришёл в назначенный час, но встреча не состоялась, так как ему помешал коллега. Дальше они начали много и любовно переписываться. Но этим сыт не будешь, поэтому парень настаивает на встречу. Но на самом деле девушки никакой нет. Это так коллеги решили над ним подшутить. И ничего умней они не придумали как отправить письмо парню с известием о кончине девушки. Он естественно переживал это сильно, но в итоге смирился с утратой, понимая что всё-таки любовь у них была. Но и коллеги в итоге решили признаться в этой шутке. Естественно, парня это сильно разозлило. И он даже в итоге решается покончить с собой, но в последний момент останавливается. Переосмысливает это всё, уходит с работы, занимается музыкой, пишет музыку, встречается с бывшим учителем, который помогает ему с этой музыкальной работой, и даже знакомится с его внучкой, то есть всё у него вышло в итоге хорошо. Конец.
Да, сюжет с письмами и любовью понимается сразу, так как коллегу героя постоянно характеризуют как такого "шутника", но вся прелесть этого рассказа не в этом. Ключевым здесь всё-таки является посыл о том, что самоубийство под влиянием сильных чувств — это не единственный выход из подобной ситуации. Тот случай, когда выражение "убийственная шутка", подходит под всю эту ситуацию идеально. Мало того, что эти шутники сначала убили "девушку", но в этой ситуации герой хотя бы остался с мыслью, что любовь у него была, таким образом это осознание хоть как-то заполняло его одиночество; так они ещё и полностью растоптали эту любовь, признавшись, что её никогда и не было. Для одинокого сильно переживающего человека — это слишком жестоко. И как обычно это бывает с самоубийцами, чистая случайность не дала ему совершить намеренное (оркестр перестал играть в ресторане). И он, можно так сказать, немного очнулся от порыва чувств. Ну а дальше всё у него хорошо пошло, когда подобный опыт дал ему толчок на изменение своей жизни. И вот то, что больше всего понравилось: герой в итоге полностью принимает этот опыт и даже все полученные переживания преобразует в творчество. То есть явно намного лучший выход из ситуации, чем суицид.
В общем, неплохой рассказ с хорошим посылом.
***
В общем и целом, сборник получился вполне удачным. С большим удовольствием я ознакомился с повестью "Слепой музыкант" В.Г. Короленко. Да, были тут и непонравившиеся мне произведения, но общее впечатление от всех этих рассказов и повестей осталось приятным. И как же неудобно писать про сборники. Вроде бы, это и одна книга, но произведений в ней много и о каждом из них хочется что-то да сказать или отметить себе, что в итоге приводит к столь длинному тексту.