Найти тему
Правда УрФО

«ЮТэйр» отказалась от новой инфраструктуры, а аэропортовое хозяйство ХМАО и ЯНАО продолжает разрушаться

Администрация Березовского района ХМАО-Югры заявила о попытке договориться о передаче в аренду новой вертолетной площадки, модульного здания аэропорта и топливохранилища в селе Саранпауль с АО «Аэропорт Сургута».

На возведение перечисленных объектов из бюджета было выделено около 10 миллионов рублей, но после завершения стройки они продолжают простаивать, «при этом билеты продают в ветхом деревянном строении, а вертолеты садятся на обветшавшую площадку».

«Объект введен в эксплуатацию, работы все выполнены и приняты нами. В рамках законодательства мы уже два раза объявляли аукцион на аренду имущества. Торги не состоялись, поэтому сейчас ведем переговоры с эксплуатирующей старую площадку организацией – «Аэропорт Сургут», чтобы они взяли его себе для дальнейшей эксплуатации. Если договоренности будут достигнуты, вновь будем проводить аукцион», – сообщил изданию глава Березовского района Павел Артеев.

-2

Между тем генеральный директор АО «Аэропорт Сургут» (управляет аэропортовыми активами группы «ЮТэйр») Евгений Дьячков рассказал «Правде УрФО», что пока официальных обращений от властей Березовского района по площадке в Саранпауле в компанию не поступало.

«Там дело даже не в вертолетной площадке, а в складе ГСМ, который построила администрация района. До настоящего времени он не сдан, запаса топлива там нет, поэтому с нами им и разговаривать пока не о чем», – подчеркнул директор аэропорта.

Евгений Дьячков напомнил, что в Березовском районе есть несколько посадочных площадок, которые являются собственностью муниципалитетов. При необходимости специалисты аэропорта выполняют на них функции технического сопровождения или перечня услуг по заправке авиатехники.

«Согласитесь, при одном рейсе в день брать в аренду и нести все расходы по содержанию имущества аэропорта, по выплате зарплат обслуживающего персонала, наверное, не очень логично. Эти площадки далеко не коммерческие, они выполняют чисто социальную нагрузку. Муниципалитеты прекрасно их содержат и сами несут бремя расходов», – подытожил руководитель «Аэропорта Сургут».

Между тем югорский общественник Усик Маркосян напомнил, что рейсы в населенные пункты Березовского района, которые отрезаны не только от Ханты-Мансийска и соседних областей, но и от районного центра, субсидируются из бюджета.

«Авиакомпания имеет статус монополиста и получает немалые доходы с других направлений. Шиковать, как раньше, уже не получится, округ каждый год сокращает финансирование, но и без инфраструктуры поселки оставлять нельзя. Саранпауль с середины июля из-за засухи имеет только вертолетное сообщение с Большой землей, а зимники откроются только в декабре. Еще совсем недавно власти обещали, что в поселке будет кипеть жизнь. Вместо этого оставили всего пару рейсов, связывающих людей с районным центром. Так жизнь скоро окончательно замрет», – подчеркнул Маркосян.

Издержки компании как на обслуживание аэропортовых площадок в населенных пунктах Березовского района, так и на сами рейсы возмещают за счет муниципального и регионального бюджетов. В январе 2021 года «Аэропорт Сургут» и муниципалитет подписали соглашение, в рамках которого коммерческой структуре закрывают расходы «от основной деятельности аэропортов и 2 посадочных площадок».

Только в период с сентября по декабрь прошлого года компания потребовала возместить ей 10,5 млн рублей. Правда, деньги пришлось взыскивать через суд – чиновники сочли, что в рамках соглашения не обязаны выполнять обязательства помесячно. Все же в июле текущего года истец получил исполнительный лист на выплату полного объема заявленной субсидии.

-3

Впрочем, «Аэропорт Сургута» не спешит тратиться и на площадки, которые приносят компании существенный доход.

К примеру, губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов в конце августа заявил, что власти так и не смогли договориться со структурой «ЮТэйр» о проведении ремонта аэропорта в одном из основных городов округа – Ноябрьске, назвав позицию компании «неуважением».

Похожая ситуация – и с базовой площадкой компании в Сургуте. Еще в 2021 году губернатор Югры Наталья Комарова говорила, что региональные власти настаивают на проведении ремонта за счет коммерческой компании. Более того, в сентябре текущего года глава округа подчеркивала, что в настоящее время готовится решении о реконструкции, правда, в АО информацию не подтверждают.

Евгений Дьячков воздержался от комментариев по поводу аэропортов в городах Сургут и Ноябрьск. «Я таких заявлений не делал, поэтому комментировать их не буду», – подытожил он.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.