Найти тему
Светотень

ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО. "НЕ СТОИТ ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР..."

Актриса Людмила Гурченко
Актриса Людмила Гурченко

... " пусть лучше он прогнется под нас!"

Эту известную строчку из песни " Машины времени" я иногда вспоминаю, увидев на экране Людмилу Гурченко.

Ведь она одна из них, из "прогибателей миров". Задача, которая под силу единицам: большинство разбивает себе лоб ещё на дальних подступах. Особенно страшно, когда мир, который, кажется, уже совсем было прогнулся, распрямляется как пружина, сметая всё вокруг...

Для меня нет одной артистки Гурченко. Есть превосходная драматическая, даже трагическая актриса, которая сыграла в " Пяти вечерах"; и другая, водевильная субретка...как бы сказать помягче... на большого любителя. В комедийных ролях с танцами и песнями, особенно в поздние годы, мне кажется, у многих она вызывала чувство неловкости, раздражала своей манерностью и искусственным хохотом. Хотя прекрасно танцевала и могла петь.

И все-таки, у Гурченко получилось, она победила. Ценность этой победы тем более высока, учитывая, что девочка-то была провинциальная и весьма обыкновенная. В "Карнавальной ночи" она, конечно, мила, но таких молоденьких актрис всегда полно. Участие в этом фильме стало ее выигрышным лотерейным билетом. Причём, выиграть удалось один раз, а дальше началась борьба. Как у чемпиона мира по боксу остаются десятки наград, но нос и ребра сломаны и по ночам невозможно заснуть от боли, у Гурченко тоже всегда были видны следы боёв на пределе сил, с падениями в забвение и мучительным карабканьем наверх. Это чувствуется во всем: в особой складке лица, нервности и некой постоянной вздрюченности. Она всегда до упора давила на газ, чтобы машина взревела и помчалась, даже когда это было совсем не нужно. Поразительно: актриса смогла переплавить свои " невидимые миру слёзы" в собственный уникальный стиль. Правда, эта ее замечательная индивидуальность была хороша в драматических ролях, но как-то не совсем подходила для музыкальных. Как здорово, что нашлись режиссёры, которые разглядели в ней ту, другую, Гурченко и подарили нам несколько прекрасных, великолепно сыгранных женских образов.