В 1983 году британская хэви-металлическая группа Iron Maiden очень сильно преобразилась, как в плане состава, так и в плане концепции, и выдала совсем неоднозначный альбом «Piece of Mind». Эта пластинка поначалу побила в США даже самый коммерчески успешный релиз группы – «The Number of the Beast», но в Великобритании и СССР была воспринята не совсем так, как «Мэйдены» рассчитывали.
Я уже когда-то описал ситуацию с приобретением виниловой пластинки Iron Maiden «Piece of Mind» в Одессе летом 1983 года в публикации «Как мы в 1983 году купили два альбома «Iron Maiden» и «Pink Floyd» задорого, и как сильно пожалели». Но тот рассказ отражал обстановку на 1983 год, и только в СССР. Но со временем отношение к альбому изменилось, причем очень сильно, учитывая, что во второй половине 80-х «Мэйдены» заиграли такую коммерческую музыку, что даже самый нестандартный и откровенно спорный их альбом «Piece of Mind» стал классикой «истинного» хэви-металла.
Да, уже после выхода «Somewhere in Time» в 1986 году стало ясно, что «Мейдэны» начинают что-то химичить со своей музыкой, пытаясь ее продвинуть на американский рынок более активно, но впоследствии оказалось, что этот ход тоже не привел к заметному успеху. Очень печальным был тот факт, что многие другие хэви-металлические группы в Америке добивались лучших результатов, те же немцы Scorpions, которые зарабатывали больше «платин», представили более коммерческий хэви-метал, чем это удавалось сделать музыкантам Iron Maiden. В итоге британцы возвратились к своим корням, но былого коммерческого успеха уже не имели нигде.
Однако вернемся к «Piece of Mind» (название переводится как «Частица Разума»). Сегодня, спустя 40 лет после выхода этого альбома, он уже считается непререкаемой классикой «Мэйденов», и по большому счету критиковать его не за что. Если оценивать его отдельно от того, что было сделано группой до этого, то «Piece of Mind» даже шикарен сам по себе. Конечно, «The Number of the Beast» и «Killers» гораздо драйвовее, и сделаны буквально на хайпе. Но «Piece of Mind» - это прямое следствие скандального успеха предыдущего альбома. Группу так сильно начали критиковать за «сатаанизм» (слово изменено по цензурным соображениям) в текстах, что музыкантам пришлось кардинально пересмотреть свою стихотворную политику. И вот на экстренно проведенном перед созданием очередного альбома комсомольском собрании «Мэйдены» решили и постановили впредь сатаанизмом не увлекаться, а сменить направление.
Так как парни были не обычными лондонскими панк-люмпенами, а очень хорошо начитанными молодыми людьми, то подумали – а почему бы не переложить ответственность за тексты на других авторов? В совокупном культурном багаже музыкантов было много интересных книг, сюжеты которых можно было бы переписать как стихи для своих новых песен. Естественно, книги эти были оккультными или околооккультными, тем не менее, открытого сатаанизма в их содержании не было.
Правда, при сочинении музыки к этим текстам пришлось учитывать эмоциональную составляющую всей этой литературы, иначе из такой хорошей затеи ничего путного не вышло бы. А эмоциональные, а тем более серьезные тексты отметают всякое использование какого-либо хайпа при создании музыки для подобных песен, и это привело к тому, что и музыка группы сильно видоизменилась, потому что журавль не может разгоняться до скорости пикирования ястреба. А так как с «ястребизмом» в музыке «Мэйденов» было покончено, то и саунд стал таким сложным, что порой из хэви-металла скатывался до самого настоящего хард-рока с отчетливо заметными вкраплениями прогрессива.
А тут еще и барабанщик сменился, который никогда до этого не был хэви-металлистом, как его предшественник Клайв Барр, и не имел в этом деле совершенно никакого опыта. Правда, к новой интеллектуально-эмоциональной музыке нового альбома Iron Maiden Нико Макбрэйн подошел как нельзя лучше, но «хайпового» барабанщика из него не вышло, о чем можно судить хотя бы по концертным записям группы, на которых старые хэви-металлические песни «Мэйденов» он исполнял совсем по-своему. «Заячью дробь» Барра он совершенно не тянул, но так как «Мэйдены» тоже сильно изменились, то и Макбрэйн пришелся ко двору, тем более что в социальном плане проблем с ним не было. Новый участник группы не пил, не курил, не употреблял, с бабами не путался (всё образно), на концерты не опаздывал, и во всем слушался свое руководство, причем беспрекословно.
Вот так к 1983 году и сложился состав группы, которому предстояло очень много поэкспериментировать в 80-х и 90-х годах, и «Piece of Mind» стал первым нестандартным альбомом группы, который в разных частях света вызвал как много восторгов, так и много споров. Например, в США он «пошел» поначалу даже лучше, чем самый коммерчески успешный для группы предшественник – 14-я позиция в US Billboard 200 против 33-й у «The Number of the Beast». Свой «золотой» статус (500 тысяч проданных копий) он получил в июле 1983-го, тогда как предшественник – только в октябре. Да и «платину» новый альбом тоже получил в США раньше, и хотя до этого статуса он добрался только в 1986-м, тем не менее, это был первый альбом Iron Maiden, который в Америке продался тиражом более 1 миллиона копий.
А вот в Великобритании было все наоборот – 3-я позиция в чартах против 1-й у предшественника – это показатель значительного снижения интереса англичан к произведению своих хэви-металлических соотечественников. Тогда как «платиновый» статус в UK (300 тысяч проданных) «The Number of the Beast» получил уже в октябре 1983 года, «Частице Разума» пришлось ждать своей британской «платины» аж до 1995 года. Показатель вроде бы о тоже чем-то вполне говорящий.
Вот так же и в СССР «Piece of Mind» поначалу не сильно «пошел». Это позже, когда все к нему привыкли, он стал классикой, а в 1983-м с ним на наших «тучах» случился коммерческий провал. К тому же наши отечественные слушатели совершенно не знали текстов песен, представленных на альбоме, и хотя кто-то их мог перевести – на развороте альбома был полный расклад текстовок, но сами понимаете – непрофессиональный расклад может только испортить всю картину. Вот так-то, не понимая, почему группа резко изменила свою музыкальную тактику, многие фанаты затаились и стали ждать следующего релиза, надеясь, что хотя бы он что-то прояснит.
Да, вышедший в 1984-м «по горячим следам» новый альбом «Powerslave» все расставил на свои места. Группа вернулась к своему прежнему «хайповому» драйву, и хотя того супер-хэви-металла, какой представил «The Number of the Beast», на альбоме по большому счету уже не было, тем не менее музыка снова стала четкой и понятной, без особых эмоций и прочих интеллектуальных расслабух. И даже Нико Макбрэйн постарался превратиться из хард-рокера в хэви-металлиста. Об этом альбоме я тоже писал, ссылка на ту публикацию – внизу этой статьи.
Итак, давайте посмотрим, что же представляет собой этот совершенно не «хайповый», то есть сугубо разодранный на разные литературные произведения музыкальный материал представляемого альбома.
Сторона 1:
1). Where Eagles Dare (6:08) «Куда залетают только орлы». По сравнению с «открывашками» предыдущих альбомов, эта композиция авторства Стива Харриса сугубо вальяжная, и сразу понятно, что она скрывает в себе чей-то чужой поэтический смысл, а не произведение музыкантов группы. Слишком уж нетипична эта песня для предыдущего творчества «Мэйденов», и Дикинсон поет так, словно не попадает в смысл тех стихов, которые озвучивает. Тем не менее, ничего плохого об этой композиции сказать не могу. Даже барабанщика Нико Макбрэйна критиковать нельзя, но, наверное, не из-за его классной игры, а из-за очень чистого, и даже «хрустального» звучания, которое на этом альбоме обеспечил Мартин Бёрч, перенеся запись альбома из туманного и сырого Лондона на солнечные тропические Багамские острова.
2). Revelations (6:51) «Откровения». Принципиально песня шикарная, но к хэви-металлу отнести ее не могу, разве что из-за металлического звучания гитар? В 70-е такое звучание гитар имелось у каждой второй хард-роковой рок-группы, вспомним тех же «Пристов» или «Киссов». Правда, Дикинсон тут опять ударяется в какую-то сложную для его понимания лирику, и хотя эту лирику для песни сочинил лично он сам, но ведь мало сочинить стих, надо еще и понять источник вдохновения, взятый из чужой книги. Таким образом и музыка не очень сильно успевает за смыслом песни, что заметно довольно хорошо.
3). Flight of Icarus (3:49) «Полет Икара». Это один из хитов «Мэйденов», но я этот сугубо хард-роковый номер хитом не считаю, как бы Брюс не извращался в своем пении. А припев даже не хард-роковый, а словно взятый из какой-то средиземноморской кантри-песни, только переложенный на металлические рельсы. Соло-гитары тоже неспешные, как и на всем альбоме, правда, в конце песни они зажигают очень даже ничего. Один Харрис на своем басу чешет как и положено, но чувствуется, что он тоже немного не в теме, как и Дикинсон. Сочинили это творение Эдриан Смит и Брюс.
4). Die with Your Boots On (5:22) «Умри в сапогах (при исполнении долга)». Самое странное для «Мэйденов» произведение, однако мне очень нравится своим залихватским духом, и в то же время четким ритмом. Припев тоже достаточно заводной, хотя совсем не металлический. Прикалывает «пуканье» бас-гитары Харриса, но в хорошем смысле, а не в плохом. Песню сочинили Смит, Дикинсон и Харрис.
Сторона 2:
5). The Trooper (4:10) «Кавалерист». Это вообще-то один из самых сильных хитов «Мэйденов» пера Харриса, мне он тоже нравится, но не как хит, а просто как заводная почти что хэви-металлическая песня. Однако номер много теряет из-за дешевого, как на мой взгляд, припева, к которому никто не придумал нормального текста кроме завихрястого «о-О-о-О-о!». Да и соло-гитары опять какие-то вальяжные, совсем не хэви-металлические.
6). Still Life (4:37) «Натюрморт». А это мой самый любимый номер на альбоме, самый настоящий крутой боевик, и я даже не хочу копаться в его хард-роковом или хэви-металлическом стиле. Просто классная песня авторства Мюррея и Харриса, хотя Дикинсон тут снова как-то плутает по лабиринтам смысла текстов. Зато Нико тут на своих барабанах зажигает как самый настоящий виртуоз! Да и гитарные соло зачетные.
7). Quest for Fire (3:40) «Поиски огня». На а это вообще какое-то недоразумение как для «Мэйденов», сочиненное Харрисом. Вообще не хочу комментировать.
8). Sun and Steel (3:25) «Солнце и сталь». Это то же самое – сплошное недоразумение, подходящее для дискотек, а не для металлических концертов. Сочинили Дикинсон и Смит.
9). To Tame a Land (7:26) «К покорению земель». Такую глубокомысленную песню, точнее – эпик, мог сочинить только Харрис, что он и сделал. И хотя музыкальное полотно в целом тоже несколько неуклюже из-за несовместимости его с заложенной в текст идеи, тем не менее я этот номер считаю самым заметным на всем альбоме. Он как никакой больше всего подходит к следующему альбому – «Powerslave». Соло-гитары тут постарались убыстриться, и хотя им это не совсем удалось, все же звучание их просто очаровательно.
Бонусы:
10). I've Got the Fire (2:38) «У меня есть огонь». Этот номер, представляющий собой кавер на песню Ронни Монтроза, «Мэйдены» играли еще начиная с 1980 года, и вариант с Полом ДиАнно мне нравится больше. Композиция на альбом не вошла, а вышла в 1983 году на сингле.
11). Cross-Eyed Mary (3:55) «Косоглазая Мэри». Это кавер-версия на хит Jetro Tull 1971 года. Если бы я не слышал оригинал, то я бы посчитал версию «Мэйденов» шедевром. Да, исполнена песня и на самом деле шикарно, правда, Дикинсон совсем не Андерсон, тем не менее. Номер тоже не вошел на альбом, а вышел на втором сингле «Мэйденов» в том же 1983-м году.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ IRON MAIDEN НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция
Альбом Iron Maiden «The Number of the Beast», 1982 г. – вершина всемирного хэви-металла
«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние