На 15-й неделе беременности Юлия Черниговцева из Пермского края узнала о том, что у нее злокачественная опухоль гортани. В какой-то момент местные врачи поставили ее перед невозможным выбором – жизнь или ребенок.
— Вопрос с беременностью решался очень сложно, – вспоминает Юлия. – Врачи сами не знали, что делать: прерывать ее или нет. С мужем были долгие и сложные разговоры. Мне в тот момент было сложно самой сделать выбор, меня бросало из крайности в крайность. У нас есть старшая дочь и все говорили, что надо жить ради нее. И мы с мужем уже решились на прерывание беременности – и это было самый тяжелый выбор в моей жизни. Но потом позвонила Анна Николаевна Малкова (руководитель информационно-сервисной службы, заведующая отделом телемедицинских технологий НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова – Прим. Авт.). Ее звонок я не забуду никогда и сказала, что меня готовы взять на операцию. Это было счастье.
О том, что у Юлии злокачественная опухоль гортани, стало известно год назад. Опухоль поразила сразу два органа – гортань и трахею. Провести операцию в Пермском крае не решались. И Юля вместе с мужем поехали в Петербург – на консультацию к специалистам НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова.
— В начале, когда я только узнала о своем диагнозе был шок. В моей семье никто не сталкивался с онкологией. Потом появились сакраментальные вопросы «за что?» и «почему?», а учитывая мою беременность еще вопрос – «почему именно сейчас?», – говорит Юлия Черниговцева. – Поддерживали меня мои самые близкие люди – муж, старшая дочь, мама и свекровь. Наши бабушки (моя мама и мама мужа) очень нам помогают и сейчас. Я часто приезжаю в Питер на обследования, муж меня сопровождает, поэтому девочки остаются с бабушками.
— Локализация опухоли сложная, так как она затрагивала дыхательные и пищепроводные пути, это усугубляло ситуацию, – рассказывает Замира Ахмедовна Раджабова, заведующая отделением опухолей головы и шеи, научный сотрудник, врач-онколог НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова. – Беременной женщине необходимо питаться полноценно, в случае Юлии в первые дни после операции это было невозможно из-за риска образования свищей глотки, обычно пациентов кормят только парентерально первые трое суток. Поэтому заранее были обсуждены все вопросы питания после операции и все возможные и необходимые для нее и ребенка варианты, если что-то пойдет не так. На консилиуме врачей было принято решение о нецелесообразности химиотерапии в настоящий момент из-за распространения опухоли и гистологической формы опухоли, а также ее беременности. У Юлии диагностирована саркома гортани – это редкая опухоль в данной зоне, чаще всего встречается плоскоклеточный рак гортани.
У врачей были серьезные опасения, как пройдет послеоперационный период, как пациентка сможет есть, пить, говорить.
Совместная работа онкологов-хирургов, анестезиологов, акушеров-гинекологов позволила выполнить уникальную операцию, когда Юлия была уже на 21-й неделе беременности. А послеоперационный период прошел достаточно гладко благодаря слаженной мультидисциплинарной работе врачей НМИЦ онкологии Н.Н. Петрова.
— Мы понимали, на что идем, а самое главное – Юлия понимала сама, на что идет и была полностью готова ко всем трудностям, – говорит Замира Ахмедовна. – Мы подготовили план ее лечения и ведения во время выполнения операции, обсудили все с анестезиологами и гинекологами. Во время операции проводился постоянный мониторинг состояния пациентки и ее ребенка, за этим тщательно следили специалисты. Грамотное анестезиологическое обеспечение