Продолжаю рассказ о поездке в Сызрань в конце августа текущего года. В прошлый раз мы выехали из Самары на «Ласточке».
А теперь мы прибываем на железнодорожный вокзал. Сызрань сейчас является крупным железнодорожным узлом. В городе аж три станции - Сызрань-I, Сызрань-II и Сызрань-город. Основным вокзалом является первый. Второй, по-моему, только для товарняков. Через станцию Сызрань-город проходят поезда в направлениях на Саратов и Ульяновск. Электрички из Самары приходят на главный первый вокзал.
Первым он является не только по названию, но и по времени постройки. Здание главного вокзала Сызрани было введено в эксплуатацию в 1874 году. Судя по старым фотографиям, с тех пор внешне оно практически не изменилось. Думаю, основные изменения произошли в послевоенные годы во внутреннем оформлении залов. Внешний вид можно сравнить с изображениями, взятыми с сайта http://old.syzran.ru. Похоже, даже мост над путями - тоже дореволюционный.
Мои фотографии собраны с двух дней - утром в день прибытия и на следующий день перед отправлением.
На мысли о возможных изменениях отделки залов вокзала в советское время меня наводит памятник, установленный на Привокзальной площади. Долгое время эта пара была безымянной. В 2019 году в архивах Поволжского музея железнодорожной техники в Самаре были обнаружены документы, из которых стало ясно, что композиция называется «Родные просторы», а её автор - скульптор Вера Васильевна Исаева. Точной даты установки памятника я не нашёл. Но скульптор работала как раз в военные и послевоенные годы. Одна из самых известных её работ - композиция «Родина-мать» на Пискарёвском мемориале в Санкт-Петербурге. Можно предположить, что этот памятник установили во время некоей реконструкции, а не просто привезли и поставили. Очень уж он удачно вписался в общий ансамбль.
Рядом с вокзалом есть и ещё несколько более новых памятников. В расположенном около площади сквере имени 70-летия Победы в 2014 году был установлен паровоз-памятник Л-5184.
Это настоящий магистральный грузовой паровоз, разработанный в середине 1940-х годов под руководством конструктора Л. С. Лебедянского и академика С. П. Сыромятникова. Проект считается одним из лучших и массовых в производстве. Имеет устоявшееся прозвище «Лебедянка». Именно этот экземпляр был произведён в 1955 году. В 1990-х годах был списан, до 2011 года хранился на станции Переволоки. После этого был перенаправлен в Сызрань. Для установки паровоза на нынешнем месте была построена специальная временная ветка.
Рядом с ним в 2016 году был открыт памятный знак воинам-железнодорожникам.
Самый новый на данный момент объект - декоративное сооружение «Модель первого российского паровоза». Установлено в 2021 году. Представляет собой модель первого российского паровоза, созданного Ефимом и Мироном Черепановыми в 1833 году.
Закольцовывая историю. Рядом с самым первым паровозом - один из самых новых.
Рассказ о поездке продолжу чуть позже. Если тема вам интересна, рекомендую подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Мои прогулки по Сызрани - по ссылке ниже.