Найти тему
Глаза Страха

«Остров потерянных душ», или что значит быть человеком.

Остров потерянных душ (1932)
Остров потерянных душ (1932)

После успеха фильма «Дракула» в начале 1931-го года, разные студии бросились в производство собственных мрачных картин. С началом великой депрессии в начале тридцатых годов студии стремились снимать фильмы с небольшим бюджетом, которые могли бы принести прибыль. Как и сегодня такими фильмами в первую очередь считались ужасы. Кроме Universal студией с сильным послужным списком в этом жанре тогда была студия Paramount. Их лента «Доктор Джекилл и мистер Хайд» имела финансовый успех, хорошие отзывы критиков, а Фредрик Марч получил Оскар за двойную роль. Студия вернулась к литературным источникам, адаптировав «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса в «Остров потерянных душ», который и по сей день остаётся успешным и важным примером научной фантастики и хоррора.

Чарльз Лотон исполнил роль доктора Моро, который во многом напоминает доктора Франкенштейна, сыгранного Колином Клайвом годом ранее в фильме от Universal. Как и Франкенштейн, Моро рассуждает об обладании божественной силой, создавая зверолюдей, населяющих его остров. Но в отличие от Франкенштейна, Моро не задумывается о своих действиях, продолжая создавать зверолюдей загадочными и явно жестокими способами в его Доме Страдания. Своими созданиями он правит как диктатор, используя их труд под угрозами наказания и пыток. Тем не менее образ Моро, созданный Лотоном, проработан и неоднозначен, что делает его не просто безумцем с манией величия.

Бела Лугоши в сложном гриме исполнил роль Глашатая Закона, который помогает контролировать зверолюдей. Считается, что Лугоши согласился на эту роль, чтобы развеять слухи о том, что он не работает в гриме, возникшие из-за его отказа от роли монстра в фильме «Франкенштейн». По мнению киноисторика Грегори Манка, причина, по которой Лугоши согласился на эту роль, могла быть вызвана нуждой. Он был очень щедрым и часто материально помогал друзьям, а во время съёмок «Острова потерянных душ» подал заявление о банкротстве. Какими бы ни были причины, на съёмках Лугоши выкладывался на полную, независимо от студии, бюджета или размера роли. Глашатай Закона – одна из самых запоминающихся ролей в фильме, хоть и не очень большая.

Бела Лугоши в образе Глашатая Закона
Бела Лугоши в образе Глашатая Закона

Сцена, в которой оглашается закон – одна из лучших в фильме. В ней люцифероподобный Моро в белом костюме, с идеально подстриженной бородкой возвышается над большой стаей зверолюдей, держа в руках кнут и используя его для поддержания порядка. Сцена напоминает религиозный ритуал, в котором Глашатай – священник, а Моро – объект поклонения. Он вопрошает: «Каков закон?», на что Глашатай в исполнении Лугоши отвечает: «»Не бегать на четвереньках. Это закон. Разве мы не люди?» И собравшиеся зверолюди вторят: «Разве мы не люди?» невнятным, хрюкающим, но прежде всего, покорным тоном. Моро снова спрашивает: «Каков закон?», на что Глашатай отвечает: «Не есть мяса. Это закон. Разве мы не люди?», и, наконец, «Не проливать кровь. Это Закон. Разве мы не люди?». Затем он завершает своё выступление призывом, повторяющим последние строки молитвы «Отче наш…», говоря: «Его рука творит. Его рука исцеляет. Ему принадлежит Дом Страдания», а зверолюди снова вторят ему после каждой фразы. В этом смысле Моро похож на лидера культа, угнетающего тех, кто находится под его властью, и этим питающего своё монументальное эго.

Кроме того, эта сцена демонстрирует невероятную работу гримёра Уолли Вэстмора и его команды. Вэстмор руководил отделом грима в Paramount и наибольшую славу ему принесла работа над Фредриком Марчем в фильме «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Для «Острова потерянных душ» Вэстмор и его команда создали огромное количество запоминающихся монстров, похожих на козлов, волков, горилл и многих других животных.

Ещё одна запоминающаяся участница была найдена в ходе общенационального конкурса, в котором участвовало около 60 000 женщин, претендовавших на роль Лоты, Женщины-Пантеры. Роль досталась Кэтлин Бурк, которая в начальных титрах так и значилась: «Женщина-Пантера». В те времена такое не было редкостью: во вступительных титрах фильма «Франкенштейн» Борис Карлофф был указан как «?», а его имя появлялось только в завершающих титрах. В «Острове потерянных душ» Лота – единственная женщина и единственное творение Моро, которому он даёт некоторую свободу действий. Он намерен укрепить свою богоподобную роль, сделав Паркера и Лоту Адамом и Евой своего рая, надеясь, что они создадут жизнь естественным путём и населят его мир гибридами зверя и человека. Паркер узнаёт, что она – ещё одно творение Моро, только когда чувствует её когти на своей спине. Бурк играет Лоту с тонкой звериной натурой, она смотрит и двигается с кошачьей скоростью и ловкостью.

Кэтлин Бурк в роли Женщины-Пантеры
Кэтлин Бурк в роли Женщины-Пантеры

«Остров потерянных душ» - пример того, что ужасы и научная фантастика всегда были жанрами, в которых сложные политические и социальные вопросы можно было исследовать творчески и убедительно. Роман-первоисточник был трактатом против жестокой практики вивисекции, при которой операции проводились на животных в сознании. В картине обсуждение вивисекции расширяется до других форм жестокости и экспериментов над животными. Также фильм затрагивает вопросы тюремной реформы, классовой борьбы и прав рабочих. Моро можно рассматривать как богатого промышленника, жестокого надзирателя или лидера культа, во всех случаях угнетающего бедных и бесправных.

Кульминацией фильма становится своего рода революция рабочих или тюремный бунт, в ходе которого зверолюди осознают, что благодаря своей численности обладают гораздо большей властью, нежели Моро, и восстают против него. Они захватывают Моро и приковывают его к хирургическому столу в Доме Страдания, проводя неумелую и мучительную операцию. В этом «Остров потерянных душ» имеет много общего с другим великим фильмом 1932-го года, «Уродцы» Тода Браунинга, в котором также снималась Лейла Хайамс, играющая в «Острове…» Рут, невесту Паркера. В «Уродцах» цирковые артисты мстят акробатке, которая дурно обошлась с одним из них, каким-то образом сделав из неё изуродованную женщину-птицу. Несомненно, нечто подобное происходит и с Моро, хотя о его судьбе нам остаётся только догадываться.

Остров потерянных душ (1932)
Остров потерянных душ (1932)

«Остров потерянных душ» был похож на «Уродцев» ещё и тем, что оба фильма получили скандальную репутацию в год своего выхода. «Остров…» подвергся сокращениям со стороны религиозных цензоров, которые возражали против сексуальных и, как они считали, богохульных элементов картины. Фильм был под запретом в Великобритании до 1958-го года, когда он был выпущен в урезанном виде. Картина была снята до введения кодекса Хейса, поэтому при повторном прокате в 1935-м году, когда кодекс вступил в полную силу, её значительно сократили. С учётом того, что полная версия длилась всего 70 минут, ножницы цензуры урезали её до часа. К счастью, сейчас «Остров потерянных душ» полностью восстановлен для выхода на Blu-ray. Но несмотря на это, он остаётся малоизвестным и недооценённым, особенно в сравнении с релизами от Universal того времени. А жаль, ведь фильм является одним из лучших той эпохи.

К сожалению, не все были согласны с такой оценкой. Герберт Уэллс, при жизни заставший экранизацию, ненавидел её, считая, что она ушла слишком далеко от идей его романа. Несмотря на недовольство Уэллса, «Остров потерянных душ» и по сей день остаётся лучшей экранизацией «Острова доктора Моро». По роману выходило ещё два фильма. Версия 1977-го года была подвергнута резкой критике, но как это часто бывает, со временем получила определённую переоценку. Гораздо популярней стала экранизация 1996-го года, снятая Ричардом Стэнли и Джоном Франкенхаймером с Марлоном Брандо и Вэлом Килмером в главных ролях.

Вопреки последующей цензуре и не очень удачным дальнейшим экранизациям, «Остров потерянных душ» всё ещё сохраняет свою значимость. Это доказывает, что несмотря на все наши старания, мы до сих пор боремся со многими из тех проблем, от которых страдали девяносто лет назад. Но помимо социально-политических и экономических вопросов фильм заставляет нас задуматься и о том, что значит быть человеком. Фильм с сочувствием относится к судьбе зверолюдей, которых Моро считает грубыми животными. Однако именно Моро в этом фильме является настоящим животным, жестоким и бесчеловечным, несмотря на свой интеллект и маску человечности. Он требует, чтобы его создания спрашивали себя «Разве мы не люди?», но никогда не задаёт этот вопрос себе. Отсутствие самокритики делает его куда большим животным, чем зверолюди, над которыми он властвует железной рукой. Возможно, в этом и есть конечная цель картины: чтобы каждый из нас спросил себя «разве мы не люди?» и проанализировал, что это значит именно для него.

(источник: портал Bloody Disgusting, автор оригинальной статьи - Брайан Кипер)

Не пропустите другие статьи о хоррорах:

5 безумных идей для «Фредди против Джейсона», которые так и не были реализованы.

Ледяной ад: История «Нечто» с 1936-го по 2011-й годы.

Как «Дитя Тьмы» привнесло что-то новое в хорроры о детях-убийцах.