В прошлый раз мы коротко рассмотрели спор Платона и Аристотеля по поводу существования Атлантиды и отметили, что о ней не осталось конкретных описаний помимо текста Платона. Лишь есть упоминания о людях, которые писали, что видели документы египетских жрецов, где о ней говорится. Уже после смерти Платона. Да есть ещё рассказы о неких «сириатских колоннах», на которых написаны тексты времён Атлантиды. Эти рассказы записаны вовсе через почти тысячу лет после Платона, или авторами, которые передали то, что, вероятно, слышали от других. Об этих колоннах будет рассказано позже. Это и всё, помимо Платона, что у нас есть из записанных сведений о таинственной стране.
Здесь начнём с того, что бегло рассмотрим, как дело обстояло в Средние Века. Правда, про саму Атлантиду сказано не будет. Будет сказано про знания.
Тогдашние учёные мужи следовали учению Аристотеля, Птолемея и других, кто в то время был одним из высших авторитетов, несмотря на весьма спорные суждения, если смотреть с высоты современных знаний. Особенно в вопросах астрономии и географии. Например, немало основываясь на аристотелевских взглядах о том, что Солнце вращается вокруг Земли, именитые учёные начала шестнадцатого века громили гелиоцентрические взгляды Николая Коперника. Средневековые географы изучали известные им труды предшественников и рассказы, байки и записи мореплавателей, изучали карты известного тогда мира.
В описаниях средневековых географов, больше похожих на приключенческие романы, как, например, описания своих путешествий монаха и миссионера Вильгельма (Гильома) де Рубрука в книге «Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253», или итальянского дипломата францисканца Иоанна де Плано Карпини в книге ««История Монгалов, именуемых нами Татарами», и других, менее известных сегодня авторов, писавших о царстве пресвитера Иоанна южнее гор Кавказа, о племенах собакоголовых людей, о людях с лицами на животе и описывавших прочие чудеса. В Средние Века географы пересказывали древние, в том числе античные сведения о мире, наряду с вполне достойным описанием действительно существовавших стран и народов. Там же помещали легенды и мифологизированные реальные события, которые бывали сильно искажены во всём.
Эти описания кочевали из одного учёного труда в другой учёный труд не только по Европе. Похожие сведения о мифических землях можно найти и у арабских географов, использовавших труды античные авторов, можно обнаружить в книгах индийских и китайских учёных мужей, по всей видимости, получавших географическую информацию от путешественников и купцов, помимо собственных наблюдений и мифологии. Такие как, например, ««Путешествие Святого Брендана Мореплавателя» на Острова Блаженных, перекочевавшие из античных географических свитков в средневековые трактаты.
Похожие рассказы об островах, похожих на рай, и путешествиях к ним существуют у многих народов от Ирландии до Японии. В России, в том числе. Только у каждого народа они разные и больше всего касаются религиозных представлений народа об устройстве мироздания, о рае земном, о вселенском древе.
Подобные мифы и легенды о дальних неведомых землях передаются из поколения в поколение многие столетия, искажаясь со временем. К ним добавляются подробности, другие детали, видоизменяя миф, становясь постепенно непреложным фактом. Именно из-за их мифологичности и представлений древних об устройстве мироздания Острова Блаженных не были найдены ни на Востоке, ни на Западе, в Атлантике в эпоху Великих Географических Открытий, хотя средневековые картографы упорно помещали их на свои карты испокон веков и об их существовании твёрдо знали все. Но мы можем получить представления о мировоззрении древних.
Также бытовали рассказы животных, обитавших либо где-то в далёких странах, либо скрывавшихся в густых лесах и высоких горах. Эти животные были весьма чудного вида. Их описания ровно так же составлялись по описаниям, в том числе античных источников. Например, по Historia Animalium Аристотеля и различным работы Геродота, Плиния Старшего, античного труда Physiologus неизвестного автора и прочих, с добавлением более поздних сведений. В Средневековье подобные сборники с описанием животных назывались бестиариями, которые были весьма популярными в Средние Века собраниями рассказов. Они иллюстрировались красочными рисунками с изображением вымышленных чудовищ и вполне реальных животных, но весьма причудливо изображенных. Не считая существ явно вымышленных.
Этим бестиями часто представляли настоящих зверей. Например, Заяц в средневековом бестиарии выглядел следующим образом. Он очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой ест снег и становится белым. Забавное описание обыкновенного зайца, если не считать того, что на средневековых рисунках это длинноухое существо изображается кровожадным монстром. Что неудивительно. Ведь такое описание наталкивает на мысли об ужасном звере. Но бытовали и более странные для современного читателя представления живых существ в таких бестиариях, хотя и описывались вместе с тем настоящие процессы в природе, как сезонные перелёты птиц.
Что может потом представить себе человек, услышавший такой рассказ? Наверное, монстра самого странного и жуткого вида. Ведь образ настоящего зайца очень искажён. Поэтому сторонний слушатель или автор бестиария при таком рассказе обычно начинает фантазировать образ бестии, а потом передав его вместе с описанием другому человеку, по средневековому обычаю суеверному, вызывает к жизни неведомое чудовище в человеческой фантазии, которое со временем начинает почитаться за реальное животное.
Здесь, пожалуй, остановимся на описании средневековых знаний. Хоть в этом тексте мы не трогали Атлантиду, тем не менее, мы получили понимание того, как реальность описывалась у древних и средневековых учёных. Мифологически, через пересказы того, как увидел непросвещённый наблюдатель реальное событие или предмет, или живое существо. Когда наслаивается друг на друга мифологическое мировоззрение, чувства, когда, например, наблюдатель мог испугаться увидев неведомое ему существо или явление, передав рассказ о них другому через призму своих знаний, ощущений, представлений. Ведь в древности и в Средние Века не знали, почему зайцы зимой белеют на самом деле, почему все зайцы и зайчихи похожи друг на друга, как две капли воды, но зайчата откуда-то берутся. Тем не менее, вычленить из подобных повествований описание реального существа, предмета, явления вполне можно, вооружившись современными знаниями и откинув явно фантастические детали.
Именно таким образом, просеивая мифы и причудливые описания, в последующем мы будем искать Атлантиду.