Очередной успех Георгию Данелия принес фильм «Мимино», рассказывающий о приключения грузинского летчика Валентина Мизандари (Вахтанг Кикабибидзе) по прозвищу «Мимино» (в переводе с грузинского – сокол). Влюбившись с первого взгляда в прекрасную стюардессу Ларису Ивановну (Елена Проклова), Мимино решает разыскать девушку и заодно исполнить свою мечту – вернуться в большую авиацию.
Первоначальный сюжет разительно отличался от истории, которую зритель увидел на экране. Идея снять фильм о летчике возникла у режиссера после того, как сценарист Резо Габриадзе поделился с ним забавной историей о деревенском летчике, на ночь «приковывавшем» свой вертолет к дереву.
Сценарий будущего фильма был написан, утвержден и на «Мосфильме» даже выделили деньги на съемки, но Данелии идея казалась слишком простой. Когда до съемок оставалось немного времени, режиссер решил кардинально изменить историю. Новый сценарий должен был рассказывать о сельском летчике, занимавшемся грузовыми перевозками между труднодоступными населенными пунктами, и мечтавшем о работе на международных авиалиниях.
В краткие сроки был найден третий автор, которым стала Виктория Токарева, известная на тот момент по сценарию к фильму «Джентльмены удачи». И работа закипела. Сцены и эпизоды были распределены между тремя сценаристами: Резо Габриадзе писал грузинские сцены, а Георгий Данелия и Виктория Токарева работали над московскими и зарубежными эпизодами. Наверное, поэтому фильм со стороны немного походит на сборник анекдотов со сквозными персонажами – Валико (Валентин «Мимино» Мизандари) из Телави и его друг из солнечного Дилижана Рубен «Рубик» Хачикян в исполнении обаятельного Фрунзика Мкртчяна. Однако это обстоятельство нисколько не помешало фильму быть целостным и законченным произведением искусства, каждая деталь которого наделена особой красотой, душевностью и смыслом.
Примечательна структура повествования, примененная режиссером в данной картине. История делится на три части – вводные события, происходящие в Грузии, основные события в Москве и заключительные за рубежом. Ключевые темы фильма – верность и честь, любовь, дружба, ностальгия – наверняка составляют основной смысл жизни каждого человека.
Особое очарование фильму придают живописные кадры удивительных горных ландшафтов Грузии, которые зритель видит в самом начале, пока Валико, кажется немного заскучавший от рутины, совершает свои ежедневные перелеты. Мастерская работа главного оператора Анатолия Петрицкого заставляет сердце зрителя биться быстрее и желать хотя бы ненадолго оказаться в этих местах, вспомнить, как это прекрасно – быть единым целым с природой.
В «Мимино», так же как и в «Афоне», ярко проявляется индивидуализм, неповторимый стиль Георгия Данелия. В обоих случаях в центре сюжета еще достаточно молодые мужчины, в обоих есть некая гнетущая печаль, небольшая пустота, которую они не могут заполнить. Но все же в отличие от «Афони», рассказ о путешествии Мимино – это светлая история, сильными сторонами которой являются жизнеутверждающий посыл, искрометный юмор и этнический колорит кавказского народа.
Абсолютно потрясающих персонажей, которые вызывают симпатию с первых секунд появления, создали Вахтанг Кикабидзе и Фрунзик Мкртчян. Эта пара колоритных мужчин так гармонично смотрится на экране, что остальные актеры словно теряются на их фоне.
И все же хочется отметить незабываемые эпизодические роли: Леонида Куравлева в роли профессора, эндокринолога Хачикяна; Евгения Леонова в роли Волохова, который в самый неожиданный момент помог Валико исполнить его мечту; Савелия Крамарова, всего на несколько секунд появившегося на экране в роли заключенного, но произведшего настоящий фурор фразой «Извини, генацвале, лет через пять помогу!».
Данелия, как и иные мастера комедии, любит играть на контрастах. Но, помимо типичных комедийных приемов, режиссер частично обращается к символам. Взять хотя бы замок на цепи, которым Валико «страхует» свой вертолет от кражи. Один и тот же символ носит три смысла: в начале фильма, как скованность, невозможность покинуть родные края и жизненную рутину; в момент, когда Мимино улетает из Телави в Москву – цепь, к которой прикреплен замок рвется, словно мужчина рвет свои родственные связи; и кадр с замком в самом конце значит возвращение, герой, наконец, находит то, что искал, понимает, где его место.
С особой тщательностью режиссер создает набросок персонажей своего фильма – неунывающего Валико и жизнерадостного Рубика. Почти невозможными кажутся приключения, которые мужчины переживают в Москве. Но все же это тот самый стиль, тот самый язык, которым Данелия рассказывает свои истории. Интересные, жизненные, незабываемые.
Удивительно и то, с какой настойчивостью и надеждой ищет Мимино стюардессу, с которой на краткий миг встретился в аэропорту города Телави. Ведь именно Лариса Ивановна по большей части становится причиной поездки в Москву. Тем забавнее наблюдать момент, когда Валико встречает Ларису за рубежом, но по какой-то причине не узнает девушку, к поискам которой приложил столько усилий.
«Мимино» уже более сорока лет, но эта простая понятная каждому человеку история еще долгое время будет оставаться актуальной и вызывать искреннюю симпатию у зрителей.