Совещание министров экономики Евросоюза показало, что с каждой новой самоубийственной инициативой бюрократов из Брюсселя пресловутая сплочённость стран, входящих в него, трещит и расходится по швам. Как на гнилой одежде.
Министры обсуждали мысль, подкинутую американскими кураторами, которая предполагает в качестве новой меры давления на российский бюджет введение потолка цен на российский же газ. Но, как говорится, гладко было на бумаге.
Помимо того, что некоторые страны оказались категорически не согласны с такой идеей, нашлись даже такие, которые озвучили совсем уж крамольное предложение. От которого Прибалтика с Польше просто впали в ступор.
Греция и Бельгия предложили ограничить потолком цены на весь поставляемый в Евросоюз газ. "Как, и на американский?"- ошарашено вопросили поляки и латыши с эстонцами. "Да как вы посмели посягнуть на святое!".
Ну, тут и понеслись взаимные претензии и упрёки. И в результате по ограничениям цены на газ так ни к чему и не пришли. И решили вернуть вопрос в Брюссель, в Еврокомиссию. Которая должна яснее проработать вопрос и вновь вынести на обсуждение.
Столь тонкие детали стали известны благодаря природной разговорчивости греков. Их премьер-министр Кириакос Мицотакис на пресс-конференции в Салониках заявил буквально следующее:
Греция была одна из первых стран, предложивших Евросоюзу ввести общий потолок импорта природного газа. Не только на российский природный газ. Потолок по индексу на бирже TTF и не только на импортируемый российский природный газ. Не знаем, будет ли принято такое предложение. Но есть широкое соглашение по налогообложению сверхприбылей компаний.
Получается, что всё-таки к чему-то пришли? Оказывается, Брюссель собирается лишить производителей углеводородов большей части законной прибыли, что находится отнюдь не в его правовом поле. Хотя когда это Брюссель смущало.
С первого раза продавить "потолок" цены на российский газ не удалось. А учитывая, что против принятия данного решения выступила не только Венгрия, но и ещё 9 стран, в числе которых, например, Нидерланды и Австрия, шансов на положительный результат при следующем обсуждении вопроса тоже немного.
Поэтому Еврокомиссия в лице её главы Урсулы фон дер Ляйен ухватилась за второй вариант, предложенный Грецией. У которого больше шансов быть принятым, поскольку для принятия такого решения требуется квалифицированное большинство голосов. На "российский" же вариант требуется согласие всех членов Евросоюза.
Только вот интересно, что на такое решение, если оно будет принято, скажут в Вашингтоне. Уж точно по головке не погладят.