Найти тему

Зороастрийская культура в Узбекистане

До ислама, до иных мировых религий, в Иране и Центральной Азии основной верой был зороастризм. Загадочная религия, о которой сейчас известно очень мало. В древние времена пророк Заратустра проповедовал её, порицая поклонение племенным вождям и старым богам. Он обратил в зороастризм царя Виштаспа. В этой вере чтут Ахура-Мазду, являющегося через солнце, огонь и свет, бога добра, правды и чистоты, врага тёмного бога Аримана.

Памятник священной книге «Авеста» в Ургенче
Памятник священной книге «Авеста» в Ургенче

Когда это было? Самые смелые легенды говорят — сто тысяч лет назад, но историки полагают, что лишь в восьмом веке до нашей эры. Известная сейчас форма сложилась лишь при династии Сасанидов. Но и в другие времена среди ираноязычных народов были родственные верования, где почитали Солнце и Правду.

В своё время они успели смешаться и с греческой религией, и с буддизмом. Так, встречаются ступы (буддистские храмы), по планировке похожие на храмы огня — с галереей вокруг. А под влиянием греков, после завоевания Александром Македонским, появляются статуи зороастрийских богов (при Сасанидах, для «возврата чистоты веры», их разрушили).

Но основной тип зороастрийского храма — это именно хранилище священного огня. Само здание скромное, но содержится в чистоте, туда не пускают иноверцев. Есть и ныне действующие храмы в маленьких зороастрийских общинах — в некоторых из них огонь не угасает уже две тысячи лет.

Древних памятников зороастризма в мире 63 — во многих странах от Грузии до Индии. Но больше половины их — 38 — находится в самом сердце Средней Азии — в Узбекистане, из них 17 — вокруг Хорезмского оазиса.

Так, рядом с Самаркандом есть городище Афрасиаб, названное именем царя-колдуна из священной книги «Авеста» и описанного в великой поэме Шахнаме. Там сохранились высокохудожественные фрески с разными народами, а в земле до сих пор находят статуэтки богини воды и плодородия Анахиты.

Стены городища Афрасиаб
Стены городища Афрасиаб

Священный город Бухара, по преданию, основан на холме, насыпанном над могилой Сиявуша — святого и героя, противника Афрасиаба. По другой версии, Сиявуш был похоронен в древней крепости Ковчега. У её восточных ворот загадывают желания.

Крепость Арк, или «Бухарский ковчег»
Крепость Арк, или «Бухарский ковчег»

В Ташкенте есть место Актепа, что означает «Белый холм». Оно представляет несколько небольших холмов и канал, окруженный деревьями. Здесь находилось крупное святилище, важный религиозный центр. Довольно красивое и умиротворяющее место.

В местечке Каратепа в Сырдарьинской области есть древний храм, где сохранилась фреска, на которой изображён Будда-Мазда — слияние божеств двух религий, которые переплелись в сердце Азии — собственно, Будды и Ахура-Мазды.

Среди других можно отметить городище Аяз-кала, «Крепость на ветру» с опасным лабиринтом, городище Топрак-кала с отлично сохранившимися древними письменами и произведениями искусства, Дахма Чилпык — загадочную, необычно построенную погребальную башню…

Аяз-Кала
Аяз-Кала

Но главное наследие зороастризма в Узбекистане нематериально: это праздник Навруз. Его отмечают многие иранские и тюркские народы. Это не мусульманский праздник, но он сохранился с глубокой древности. Он приходит весной, с первыми ростками пшеницы — знак победы света над тьмой, жизни над смертью.

Приезжайте в Узбекистан, чтобы увидеть эти присутствующие всюду следы забытой веры. Canaan Travel поможет вам в этом и проведёт по великим памятникам!

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о других древностях Узбекистана.