Найти в Дзене
ОБИТЕЛЬ МЕЛОМАНА

"Д.И." представляет: "Ozzy Osbourne - "Patient Number 9" (2022) - Пациент скорее жив"

Обложка альбома из открытого источника
Обложка альбома из открытого источника

Главный доверил мне ответственейшее дело. Написать про последнее творение Великого и Ужасного. Можно сказать, от души своей оторвал, обычно он такие обзоры делает собственноручно. Попробую оправдать доверие, за которое большое спасибо.

Но, как всегда, не удержусь от пространных размышлений. Размышления, как всегда, ни на что не претендуют, совершенно бессистемны и ничем не обоснованы)

Итак, 9 сентября вышел долгожданный, 13 - й сольный альбом, его второй за 2 года и следующий за Ordinary Man 2020 года. Такие альбомы всегда жду с двойственным чувством. С одной стороны, хочется услышать новое от любимого исполнителя. С другой, понимаешь, что никаких открытий и откровений ждать не приходится, второго "Blizzard..." не будет. При этом, прекрасно понимая, что каждый релиз может быть вообще последним. Время... А Оззи в этом году будет уже 74 и в прессу периодически просачиваются сведения о его проблемах со здоровьем и бытовых травмах.

Но сначала, как всегда, повспоминаю и порассуждаю об исполнителе. Не буду пересказывать биографию, обо всем много раз написано. Уже писал, мне больше нравится Black Sabbath без Оззи Осборна и больше нравится Ozzy Osbourne без Black Sabbath. А расставание Оззи с BS пошло на пользу обоим. Оззи и его бывший коллектив начали по отдельности выпускать наконец реально хорошие диски. Ключевым для Оззи всегда был выбор гитариста и соавтора песен одновременно. Со сменой этого участника заметно менялась и музыка. Tony Iommi в Black Sabbath, первые два сольных альбома был Randy Rhoads. Потом на двух - Jake E Lee. Дальше пошла длительная эпоха с Zakk Wilde. Звук Оззи с каждой такой сменой очень сильно менялся.

Мне сложно сказать, кто из них лучше и вообще этот вопрос считаю неправильным. Меняется возраст, мировоззрение, социальный статус, внешняя среда, происходят разные события и все это отражается в песнях. Если пятидесятилетний мужик продолжает петь и писать так же, как это он делал в 20, это было бы странно, мягко говоря. Поэтому меня всегда удивляют сравнения, к примеру Оззи в Paranoid c ним же н-дцать лет спустя. Он не стал ни хуже, ни лучше, он просто стал другим. А успешность того или иного релиза это тоже вопрос внешних обстоятельств.

Вот проведем мысленный эксперимент, вот Оззи (или любой из классиков стиля) «забыл» выпустить один свой альбом в период расцвета. Стал бы он от того менее великим? Ну только, если самую малость. Ну и вот, к примеру, Оззи «забыл» в 1988 году выпустить тогда No Rest For The Wicked (на текущий момент мой самый любимый альбом). И выпустил его сейчас. Уверен на сто процентов, те же отзывы будут, Оззи уже «не торт», исписался и все такое. Признаюсь честно, готовя этот обзор, почитал отзывы собратьев по перу клавиатуре (надеюсь, уже имею право так говорить), именно что «не торт» про текущий альбом много написано. Возможна и обратная рекурсия.

Так вот, сравнивать надо здесь и сейчас (кто постарше, помнят, как у нас в стране одно время любили все сравнивать с 1913 годом). А сравнивать надо с текущим моментом то есть смотреть не на календарь, а на глобус. Все просто. Вот у него вышел, а у других отцов - основателей - нет. Причем никаких финансовых мотивов у Оззи не было, в 21 - м веке он мог вообще не выпускать ничего. Он уже все всем доказал и в финансовом плане для таких напрягов и причин нет.

Так же считаю глупым умозрительный вопрос, что было бы, если группа Оззи продолжила бы и далее творить именно в том или ином составе История не знает сослагательного наклонения, имеем то, что имеем!

С Оззи связано множество мифов. Все знают о любви творческих людей придумывать про себя легенды и мифы и о всяческом поощрении этого мифотворчества со стороны лейблов. Эти истории и по сей день культивируются, верить или нет решайте сами.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Теперь перейдем непосредственно к альбому. Как и на прошлом, продюсерское кресло занимает Andrew Watt.

Кстати, термин продюсер в русскоязычных и англоязычных источниках часто имеют разные значения. У нас продюсером часто называют того, кто занимается организацией и продвижением музыкальных проектов, решает финансовые вопросы. Там это носит название менеджер, а продюсер - это тот, кто записывает и сводит музыку. Мы будем пользоваться терминологией страны артиста.

Andrew Watt был мной замечен еще в 2013 году, когда стал гитаристом супергруппы California Breed вместе с Гленном Хьюзом (Deep Purple, Black Sabbath) и Джейсоном Бонэмом (Foreigner). Фактически, он заменил в самого Джо Бонамассу в Black Country Communion, правда, из - за этой замены лишившейся своего названия. Watt получил премию Грэмми 2021 года как продюсер года. Он продюсировал альбомы еще для Джастина Бибера, Майли Сайрус,Pearl Jam и многих других. Как видите, диапазон артистов очень широк. И такой опыт работ в различных стилях не мог не сказаться на звуке этого альбома.

Список приглашенных музыкантов впечатляет: здесь присутствуют Джефф Бек и Эрик Клэптон (кстати, первому - 78 лет, второму - 77!), а также бывшие коллеги по группе Тони Айомми и Закк Уайлд. У меня пока нет на руках брошюры от издания со списком всех участников, но предрелизных статьях упоминались Duff McKagan (Guns N’ Roses), Rob Trujillo (Metallica, Ozzy), Chad Smith (Chilli Peppers) и недавно ушедший из жизни Taylor Hawkins (Foo Fighters).

Вот треклист альбома с упоминанием гостей:

01. Patient Number 9 (feat. Jeff Beck) (7:21)
02. Immortal (feat. Mike McCready) (3:04)
03. Parasite (feat. Zakk Wylde) (4:06)
04. No Escape From Now (feat. Tony Iommi) (6:46)
05. One of Those Days (feat. Eric Clapton) (4:40)
06. A Thousand Shades (feat. Jeff Beck) (4:26)
07. Mr Darkness (feat. Zakk Wylde) (5:35)
08. Nothing Feels Right (feat. Zakk Wylde) (5:35)
09. Evil Shuffle (feat. Zakk Wylde) (4:11)
10. Degradation Rules (feat. Tony Iommi) (4:10)
11. Dead and Gone (4:32)
12. God Only Knows (featuring Dave Navarro)(5:01)
13. DarksideBlues (1:48)

Альбом разнообразен стилистически, есть все , от стиля Sabbath до практически поп – металла альбомов 80 - х годов Осборна Bark at the Moon и The Ultimate Sin. Такое ощущение, Оззи решил сделать своеобразный экскурс по всем своим альбомам.

Но при этом альбом не кажется собранным из разных мест и эпох, звучит как единое целое.

Главный сингл и первая песня на альбоме называются именно «Пациент № 9», и видимо, там все очень сильно личное и важное для Оззи. «When they call your name better run and hide - Когда они называют твое имя, лучше беги и прячься», - поет он, и Оззи, кажется, довольно хорошо умеет прятаться, учитывая его недавние и текущие проблемы со здоровьем. Несмотря на продолжительность, более семи минут, трек хорош и не надоедает в процессе прослушивания.

Тони Айомми участвует на двух треках, оба выдающиеся: «No escape from now» и «Degradation Rules», оба в характерном саббатовском стиле, как бы намекая, что и на BS рано ставить крест. Такое ощущение, их взяли с альбома BS «13». Что интересно, сам Тони соавтором этих песен не является (?), они были написаны под его манеру игры. На одной из песен есть партия губной гармошки, если на ней играл сам Оззи(?) (повторяюсь, брошюры со списком где и кто играет пока не видел), это очень круто звучит и тоже отсылает к саббатовским временам, за это ему отдельное спасибо. Это чуть ли не самая запоминающаяся партия на треке. Еще одна отсылка к BS - искаженная запись вокала в начале No Escape From Now.

Эрик Клэптон прекрасен в «One of these Days» с его фирменным блюзовым стилем slowhand. Я бы угадал, что он именно в этой песне, не читая никаких credit notes (до сих пор не знаю, как это словосочетание на русский хорошо перевести). Фирменное «вау-вау» присутствует.

Но больше всего меня радует возвращение гитариста Закка Уайлда. Именно его эпоха у меня самая любимая. Целых четыре трека. Именно они больше всего похожи на классические треки Оззи, и доказывают, что Уайлд по - прежнему в прекрасной форме. BlackRain 2008 года был последний альбом Оззи с ним, два следующих после его ухода были явно слабее, хоть там и играли отличные музыканты. Но, видимо, между Оззи и Закком есть какая - то химия, что получаются непревзойденные вещи. Очень правильно скомпоновали, что три трека с Закком идут подряд, с 7 по 9 по счету, такой вот мини - альбом внутри альбома вышел.

Лирическая A Thousand Shades как будто взята из Bark At The Moon, очень напоминает So Tired и No Different оттуда.

Dead and Gone - еще одна композиция в стиле восьмидесятых, с вступлением с бас - барабанами и клавишными прямо из эпохи Ultimate Sin.

Заключительный трек God Only Knows еще одна прекрасная баллада, которых на альбоме и так полно, со словами: "God only knows what's going on - Бог знает, что происходит».

Да, строго говоря, есть еще один трек, Darkside Blues. Но это, скорее, outro (опять не могу подобрать точный русский эквивалент этого слова). Композиция длится меньше двух минут и содержит старомодный жалобный блюз с губной гармошкой.

Что мне не очень нравится, это обилие среднетемповых и медленных композиций, но ничего не поделать, такое решение у Оззи. Все же более одной (ну двух) баллад на альбоме - это достаточно неоднозначное решение(имхо). Именно поэтому, его классический No More Tears не очень люблю. В целом против «медляков» ничего не имею, но тут у меня аналогия с алкоголем. Уж слишком они расслабляют. А перебор с расслабляющими веществами к добру не приводят. В случае музыки - диск перестает быть одним целым, разбивается на части. Но именно в этом диске это не так проявляется.

Предъявляются претензии еще к продюсеру из - за малого динамического диапазона. Но это сейчас общая тенденция. Да, достаточно спорная, но большинство современных звуковоспроизводящих устройств адаптировано именно под компрессированный контент.

Нравится это или нет, но сейчас это везде. Логика понятна - ведь музыку чаще всего слушают в автомобилях, наушниках и портативных системах. Владельцы HiFi и HiEnd в меньшинстве остаются и приоритет отдается не их предпочтениям.

Претензии по поводу, что это не Оззи, что голос его вытянут с помощью электронных и неэлектронных помощников, что фактически это альбом команды звезд под брендом Ozzy Osbourne, где сам Оззи больше является скорее приглашенным музыкантом, считаю несправедливыми. Все прекрасно знают, что такие вещи в одиночку не делаются, раз. Ну и в использовании достижений научно - технического прогресса ничего плохого не вижу. Главное, Оззи узнаваем и по стилю, и по по голосу, без него вся это супергруппа не имела бы смысла. И не стала бы такая «тусовка» собираться вокруг никчемного и неинтересного артиста. И дай бог каждому на 74 году жизни сохранять такую активность.

Главное, что у нас есть еще один альбом Оззи, тем более, что предыдущий релиз был только пару лет назад. За это мы должны быть бесконечно благодарны ему за то, что у него все еще есть воля, желание и талант для создания альбома, который, возможно, не входит в число его лучших, но все равно очень хорош, что подтверждает статус Оззи как легенды.

У меня к Оззи особое отношение, но из этого вовсе не следует, что все его творчество мне по душе. Вот предыдущие два альбома не очень зашли. А этот очень хорош и, скорее всего, будет № 1 в моем личном рейтинге 2022 года.

«Я никогда не умру, потому как бессмертен» // ‘I’ll never die cos I’mimmortal’ поет Оззи в одной из песен и это, наверное, самая главная мысль. Как говорится, дай бог ему здоровья.

К сожалению, по понятным причинам, я не нашел ссылку на альбом в открытых источниках, но посетители ОМ наверняка знают, где его можно взять 😏

ЗЫ. Предупреждение. Возможны фактические ошибки по составу исполнителей и соавторов т.к. буклет не читал, диск свежий, еще не добрался до нас в таком виде. Все сведения взяты из интернета. Поэтому где не очень уверен ставлю (?).

На фото Оззи подписывает только что вышедший альбом 9 сентября 20022 года...

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника
Patient Number 9 by Ozzy Osbourne