Уже сейчас бизнес просит ФНС доработать формат электронных перевозочных документов
Полномасштабное внедрение ЭДО в грузоперевозках пока невозможно из-за отсутствия описания всех моделей доставки, сообщили эксперты на форуме «Логист-2022» в беседе с «Логирусом».
История вопроса:
В частности, как отметил Константин Гуров, директор по развитию новых проектов Globaltruck, компания столкнулась с тем, что во вновь введенных правовых актах Федеральной налоговой службы, прежде всего в приказе ФНС от 9 декабря 2021 года № ЕД-7-26/1065 (ист.) , утвердившем форматы перечисленных электронных перевозочных документов (ЭПД), есть вариант работы по схеме «грузоотправитель – перевозчик – грузополучатель», но нет описанной схемы по экспедированию груза. Когда в цепи поставок появляются посредники, а не только перевозчик, заполнить электронную накладную по правилам не представляется возможным.
— Мы для себя через провайдеров ГИС ЭПД пытаемся сейчас прояснить особенности оформления документов при экспедировании, – рассказал «Логирусу» эксперт. – Однако, пока ответа не получили.
Еще один пробел – это то, что Александр Кондрашов, генеральный директор СТЛ, называет «подменой понятий». По его словам, сейчас из-за недоработок в законодательстве все накладные оформляются неверно.
— Ошибка в том, что грузоотправителя назначили заказчиком, – подчеркнул эксперт. — Это сильно путает бизнес. На большую часть вопросов ответа ни у налоговиков, ни у профессиональных сообществ нет. Надеемся, что ФНС откажется от внедрения недоработанного постановления.
С 1 марта 2022 года сторонами договора перевозки в транспортной накладной являются: грузоотправитель (заказчик), перевозчик и грузополучатель. Проблема в том, что в ЭТрН грузооправитель по определению заказчик перевозки. Других вариантов форма накладной не предусматривает, хотя зачастую на практике таким заказчиком является грузополучатель.
Напомним, с 1 сентября Минтранс РФ запустил Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). На первом этапе услуги системы на добровольной основе будут доступны более 7 млн активных участников перевозочного процесса, работающим на автотранспорте, уточнили в министерстве. Пока в ГИС ЭПД можно оформить электронную транспортную накладную, электронную сопроводительную ведомость и электронный заказ-наряд. С 1 марта 2023 года перечень документов расширится и будет также включать электронный путевой лист, электронный договор фрахтования и электронный заказ. Оператором ГИС ЭПД назначен Минтранс.
На данном этапе ГИС ЭПД не отменяет использование бумажных документов. Проверка электронных перевозочных документов на дороге будет осуществляться с помощью служебных мобильных устройств сотрудников Госавтоинспекции, с установленным на них сертифицированным программным обеспечением, путем считывания QR-кода. Грузоперевозчики будут взаимодействовать с ГИС ЭПД через своего оператора ЭДО.
Напомним, что участники рынка называли проблемные места самой системы ГИС ЭПД: возможные накладки в оформлении при отсутствии Интернета, неурегулированная возможность начинать движение без окончательного согласования транспортной накладной и попадания ее в ГИС ЭПД и другие. LR
#ЭДО #ГИСЭПД #электроннаятранспортнаянакладная #автомобильныегрузоперевозки