«Нижняя Ореанда» – один из самых красивых и живописных уголков на Южном берегу Крыма. «Тут природа себя не пощадила, блеснув мастерскою рукою, показала, что искусство есть слабый её подражатель…», – писал об Ореанде в начале XIX века русский поэт и писатель П.И. Сумароков.
Это место знаменито не только особыми природно-климатическими условиями, но и уникальным историческим наследием.
Прекрасная архитектурная история Ореанды началась в 1825 году, когда эти земли приобрел Александр I, став первым из династии Романовых владельцем имения. После его смерти имение досталось его наследнику Николаю I, затем в качестве подарка в 1837 году перешло в собственность его супруги Александры Федоровны. И вскоре в Ореанде началось строительство дворцового комплекса, первой постройкой которого стала белокаменная полуротонда, увенчавшая один из утесов Ореанды. Восемь семиметровых колонн, высеченных из керченского штучного камня лучшего качества, украсили ротонду. Видимая издалека, она сразу стала главной приметой царского имения.
Архитектором Императорского дворца, первого на Крымском полуострове, стал А.И. Штакеншнейдер, строивший резиденции и дворцы в Санкт-Петербурге и его пригородах.
Дворец был размещен на одной из горных террас, спускающихся к морю. Строительство продолжалось 10 лет и было полностью завершено к осени 1852 года. На фоне суровых скал и тёмной растительности царский дворец казался «волшебным замком», он выглядел лёгким и воздушным благодаря белизне инкерманского камня, открытым галереям и балконам, живописному завершению крыши. Композиционно-планировочным и художественно-декоративным центром дворца стал внутренний дворик.
Судя по описаниям, сохранившимся в архивных документах, он был великолепно решен в цвете: стены его и потолок «были расписаны во вкусе помпеевском». С этой красивой росписью гармонировали 12 колонн красноватого крымского мрамора. Посредине находился фонтан с бассейном и вазой темно-серого ореандского мрамора на пьедестале такого же, но желтого мрамора. Пол был выложен белыми и серыми плитами итальянского мрамора, 4 темные мраморные дорожки вели к фонтану. Оригинально был решен так называемый виноградный сад, который примыкал к восточному фасаду дворца и перголе. Весь он был оформлен мрамором: в стену был вмонтирован фонтан из белого каррарского мрамора с бассейном и чашами в стиле Бахчисарайского фонтана. Колонны, окружавшие этот сад, были высечены из ореандского светлого мрамора, а пять полированных ваз, два круглых столика и двойная скамейка отличались белизной.
После смерти Николая I, а затем и его супруги, дворец достался по наследству их второму сыну Константину Николаевичу, который очень любил эти места и проводил здесь много времени.
В начале августа 1881 года пожар уничтожил прекрасное творение архитектуры XIX века. Средств на восстановление дворца у Великого князя не было, но он не покинул Ореанду и продолжал жить в небольшом домике, который назывался Адмиральским.
После отставки Константин Николаевич практически постоянно жил в Ореанде, много занимался парком, закладывал виноградники. Здесь выращивались «самые нежные сорта винограда (Совиньон, Каберне, Мальбек, Саперави)». Тесная дружба связывала Константина Николаевича с замечательным маринистом И. К. Айвазовским. Как вспоминает внук художника, Айвазовский и Великий князь всегда переписывались, на письменном столе Айвазовского постоянно стоял портрет Великого князя с очень сердечной надписью. Такая же дружба связывала Айвазовского и со свитой Константина Николаевича, который подписывал свои телеграммы Айвазовскому: «Твои ореандские друзья».
В память об уничтоженном огнем дворце Великий князь решил построить в имении церковь. Он сам выбрал место – недалеко от Адмиральского домика, и название – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Для строительства церкви был использован камень, из которого был возведен дворец в Ореанде.
Проект храма был выполнен известным русским архитектором Алексеем Авдеевым. 2 мая 1885 года по распоряжению Константина Николаевича была сделана первая фотография строительства, а 1 октября этого же года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы храм освятили.
Небольшое строение крестообразной формы имеет один купол, который венчает четырёхконечный византийский бронзовый золоченый ажурный крест. Северная, западная и южная стороны храма обрамлены арочной галереей. Оконные рамы в барабане, большие кресты, украшающие внешние стены, изготовлены в Ливорно из белого каррарского мрамора.
Резной иконостас выполнен из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Внутри купол церкви украшает очень редкое в иконографии изображение Спасителя без бороды. В церкви были смонтированы 8 монументальных панно и 45 мозаичных икон работы итальянского мастера Антонио Сальвиати. В украшении храма также принимали участие такие знаменитые живописцы и орнаменталисты как князь Г.Г. Гагарин, бывший вице-президент Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, академики Д.И. Гримм, М.В. Васильев.
После революции церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ореанде – шедевр христианского зодчества, как и тысячи других церквей России, была закрыта, затем планировалось ее снести, долгое время помещение церкви использовалось как склад. В итоге, мозаика большей частью была утрачена, практически полностью были уничтожены образ Покрова Богородицы и ещё девять икон.
В 1992 году храм вернули верующим. В настоящее время в нём проводятся богослужения и идёт частичная реставрация. В 2001 году рядом с церковью была построена колокольня.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится сегодня на территории санатория «Нижняя Ореанда». Главный корпус этого санатория был построен в 1958 году по проекту архитектора М.Я. Гинзбурга на месте императорского дворца у горы Крестовой. Здание, несомненно, является архитектурным украшением современного курорта Ореанда.
Интересна история названия горы. По давней христианской традиции в особо красивых или почитаемых православными местах воздвигают кресты, чтобы созерцать их «очами и сердцем». Один из таких крестов был установлен на скале в Ореанде. 30 сентября 1837 года Императрица Александра Федоровна вместе с графом и графиней Воронцовыми и великой княжной Марией Николаевной собственноручно воздвигли деревянный крест и посадили куст лавра на вершине скалы Урьянда. Впоследствии деревянный крест заменили чугунным. Архивные документы свидетельствуют, что высота креста была 1,65 сажени (3,46 м), ширина – 0,75 сажени (1,57 м), толщина – 0,24 сажени (0,5 м), и в нем были застекленные отверстия для свечей, которые зажигали по великим праздникам. С Крестовой горы открывается неповторимый вид на море, Ореанду, мыс Ай-Тодор и Ялту. После революции крест был уничтожен, но название скалы осталось – Крестовая, и, крест был установлен снова.
Дворцы и архитектурные стили в Ореанде меняются с течением времени, но сама Ореанда всегда остается прекрасной.
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь, пишите отзыв! Впереди много новых открытий! 💫