Найти тему

Творчество как удивление

Владимир Боровиков

http://www.borovikov-vp.ru

Я хочу рассказать моим читателям о творчество, творчестве как удивление…

На основе книги Душа Родной Земли…

Эта книга доступна по ссылке http://www.borovikov-vp.ru/krestyanskaya-proza

Что является толчком к творческому процессу?

На мой взгляд, толчком к творческому процессу, к художественному творчеству, создающему живые образы, является удивление, удивление увиденным миром, людьми, пространством, окружающими нас.

Это удивление сопутствует нас на протяжении всей нашей жизни, но особенно ярко проявляется в детстве.

В детстве я проводил летние месяцы в деревне Костюхино, которая расположена вблизи Палеха, на полпути от Палеха до Южи, если ехать по большой дороге.

Это древняя Владимиро-Суздальская земля, Владимиро-Суздальское ополье, там за Южей начинается вотчина князя Дмитрия Пожарского, потаенные глубинные места России…

Палех, Костюхино, Тименка, Новоселки, Пестово, Хмельники...

Древние села окружают Костюхино: Ряполово, Преображенское, Дунилово…

Для кого-то это просто названия на географической карте, точки в пространстве Земли.

Если вы произнесете эти названия или прочитаете учебник истории, то мало что скажут эти простые названия.

Возможно, на миг всколыхнут душу, но не затронут глубины вашего сердца.

Когда-то могучая русская деревня была населена сильными, добрыми людьми… В ней бурлила жизнь…

Не та выдуманная кем-то книжная жизнь, а могучая жизнь народа...

Через много лет я вспомнил об этих людях и родилась книга Душа Родной Земли…

Последовательность образов, связанных между собой и плавно перетекающих друг в друга…

Фактически, это сборник рассказов, в который вошли рассказы: Егор, Старуха, дедушка Василий, Петруха Уранов…

Это были реальные живые люди, с которыми я жил и общался.

Казалось, это были обыкновенные люди.

Но в моем детском представлении они были вовсе необыкновенными, они казались мне могучими.

Что-то было удивительное в их чертах, характере, особенно в глазах, в самом образе жизни.

Я представил этих людей много лет спустя и спросил себя: “Что же было необычного в этих людях?”

Сейчас я могу дать ответ на этот вопрос, ребенком я не мог дать такого ответа.

Эти люди видели небо над головой, то великое и вечное небо, что сопровождает человека в течение всей его жизни.

Живя и действуя на Земле, они касались неба.

Это были очень разные люди, но главным действующим лицом была, без сомнения, моя бабушка.

Сейчас, окидывая внутренним взором, я представил себе, сколько человек в своей жизни она знала.

Близкие и дальние родственники, знакомые из десятка деревень: Костюхино, Тименка, Новоселки, Хрулево, Бурдинка, Киверниково…

Огромный мир связей от Костюхино до Палеха до Шуи и Южи.

В ту пору это были могучие русские деревни, в каждой из которых насчитывалось по 30-50 домов, 200 - 300 человек.

И все это пространство от Южи до Шуи представляло живую сеть связей и отношений…

Здесь все знали друг друга, когда кто родился, умер, женился, какие свадьбы играются, какой праздник отмечается, это была живая народная память.

Какими-то неведомыми путями бабушка знала всех в округе, кто с кем и какими узами связан…

Она знала русские слова, которые я не слышал, которые давно не употреблялись: вено, рамена, персть, плюсна, выя, стегно, шуйца, зувей…

Ее поговорки были неисчислимы, Царица, Мать небесная, Заступница наша… - говорила она на ночь.

Я спрашивал у нее про этих людей, и она рассказывала их истории.

И вот, когда книга была написана, я понял, что в ней чего-то не хватает…

Не хватает зрительных явных образов.

И вот здесь возникло второе чудо.

Я стал искать художника, который мог бы изобразить эти образы, представить зрительно, в ясной форме.

В Иванове мои друзья, прочитав рукопись, сказали, что есть такой замечательный художник-график Александр Мучкаев, который живет в Пучеже на берегу Волги.

Друзья прочитали рукопись и сказали, что мне обязательно нужно поехать к нему.

В один из осенних дней, в осеннюю непогоду, в метель я поехал в Пучеж, за 100 километров от Иванова.

Я ехал на перекладных по древнему пути от Шуи до Палеха, потом в Мыт и дальше в Пучеж. Ездили ли вы когда-нибудь на перекладных?!

Машины у меня не было, я ехал на попутках, за день я сделал 200 верст.

Мела пурга… В сумерках я добрался до Пучежа

Я встретил улыбающегося человека, передал рукопись, и тотчас поехал обратно, машина уже ждала меня.

Саша сказал: Оставь книгу, будет время, гляну…

И вдруг через какое-то время он мне позвонил: а чего ты ко мне не едешь?! Ведь я уже все сделал…

И он показал мне иллюстрации, который выполнил простым карандашом на листе бумаги…

Я был изумлен…

На одном дыхании, казалось, волшебным карандашом, он выполнил удивительные иллюстрации…

Нужно сказать, что Александр Мучкаев это русский самородок, графика его закуплена Третьяковской галерее… приобретена различными музеямя…

Здесь возникло второе чудо, оказывается этих людей увидел не только я, но их увидел и художник, который никогда не видел этих людей…

Он увидел их именно такими, какими видел я… Для творчества особенно важен отклик у читателей…

Таким образом книга нашла отклик в душе художника…

Оказывается, художник, который никогда не видел этих людей, увидел их внутренним взором и выполнил иллюстрации своим искусным карандашом…

Посмотрите на эти лица, они такие же, как я видел из когда-то.

Это Никандр, потерявший годы войны свою ногу, но сохранивший удивительную человечность и отзывчивость…

Он идет в деревню из Южи, за много верст, чтобы помочь бабушке, которая просит его сколотить на дворе чулан.

Вот старуха, сидящая перед окном и вспоминающая свою прошедшую жизнь, светлые и печальные ее дни.

-2

Вот дедушка Василий, который рассказывает о своей жизни и учит маленького мальчика, объясняя, в чем состоит смысл жизни…

“Добрее, добрее надо быть к людям… - повторяет он, - много зла мы творим...”

Вот Петруха Уранов…

Простой русский человек, у которого семеро детей, но он везет женщину на санях с больным ребенком в дальнюю больницу и спасает их…

Дедушка Василий, его жена, бабушка Саня, которая приносит мне букетик земляники из леса и говорит: вот угостись, милый…

Этот особый русский крестьянский мир, который удивил меня в детстве…

И я понял, что его необходимо изобразить в литературной форме…

Этот мир распался, но его глубокие корни остались в душе каждого из нас, и если мы прикоснемся к этим корням, то станем лучше, светлее, добрей...

Наши дети в современном мире не видят коров, они не гладят телят...

Да, мы потеряли связь с родной землей, связь друг с другом…

Мы потеряли ощущение родной земли, привыкли пить молоко из пакетов, молоко ли это?

Мы привыкли общаться по интернету или мобильному телефону, вопрос, общение ли это?

А ведь для крестьянина корова это великое существо, косьба сена для него – целый мир, он холил, выращивал корову от теленка, до могучего, почти неправдоподобного, волшебного существа, которое кормило целую семью.

Вот идет, колыхаясь всем телом корова, а хозяйка уже ждет ее, открывает широкие ворота, загоняет в хлев, устилает пол ломкой золотой соломой…

Чтобы корова могла прилечь, отдохнуть…

И хозяйка знает, что будет молоко, будет хлеб, тот насущный хлеб, который дает жизнь…

И ты испытываешь удивление, когда пьешь живое молоко, ешь настоящий хлеб…

Я помню стоянки в березовом лесу огромного стада…

Лес назывался Островком, потому что со всех сторон его окружали дороги…

Это был чудный лес, который стоял словно остров посреди дорог и полей…

И соответственно его назвали Островком…

И вот в пятнах света, как сейчас вспоминаю, в самый полдень, в лесу стояло стадо, чтобы не гнать коров по солнцепеку в деревню…

Бабы шли из деревни с подойниками, они доили коров и возвращались по жаркой пыльной дороге, а коровы отдыхали в лесу, блаженствовали в его тени среди берез…

Бабы закрывали подойники марлей и несли молоко домой…

В этом было какое-то удивительное действо… которое поражало воображение…

И вот эти живые образы и явились первым толчком, с моей точки зрения, к творчеству…

Подъезжая к деревне по большой дороге, я всегда вспоминаю простые бесхитростные названия: Паньков мостик, Сомов Луг, Провалиха…

Оказывается, на родной земле все живое, словесное, поименованное…

У русского человека все имеет имя на родной земле, на Родине: Васина порубь, Лужки, Ковалихин куст, Оринин лес…

Почему он так назван?..

Это не просто Васина порубь, потому что там есть заповедные места, лужки где когда-то Вася косил осоку…

Оринин лес назван так, потому что тетка Орина там собирала грибы…

Все живет своей жизнью, дышит и реально существует…

У каждой коровы свое имя, свое особенное молоко…

И в душе возникают образы, образы живых людей…

И это удивление миром, ощущение связей в нем является первым толчком, с моей точки зрения, к творческому процессу.

Удивление дает энергию и окрыляет нас.

А что же является вторым толчком к творчеству?

Желание выразить максимально точно и объяснить увиденное, объяснить удивление.

Выразить в ясной форме, которая находит отклик у читателей.

Эта форма должна быть созвучна увиденным образам…

Содержание должны быть отлиты в соответствующих формах, чтобы первое удивление, которое испытал автор, также коснулось читателя и привело его душу в движение.

Но это уже следующий этап творческого процесса, когда вы хотите донести до читателя связанные между собой живые образы.

Они должны быть отлиты в соответствующую им форму.

Мы не можем дать содержание непосредственно, вложить образы в душу читателей, но можем выразить их в слове.

И в этом смысле иллюстрации, выполненные прекрасным художником мне очень помогли.

Его карандаш оказался созвучным написанной книге.

Давайте вспомним о своих корнях, о своем народе, перед которым мы во многом в долгу.

Сайт автора и ссылка на книгу Душа Родной Земли:

http://www.borovikov-vp.ru/krestyanskaya-proza

-3