Найти тему
Вперед в прошлое

«Поезжай к Государю и доложи ему, что я не знаю, в чем мне ехать». Как генералиссимус Суворов «троллил» императоров

Оглавление

Александр Васильевич Суворов был не только гениальным и талантливым полководцем, но и одним из самых не уступчивых и часто нелюбимых властями подданных. При этом Суворов умудрялся настолько грамотно и красиво поставить на место, что сегодня это бы назвали «знатно потроллил».

Сардинские ордена

Несмотря на собственную слабость к отличительным знакам, Суворов презирал ордена и медали, полученные за парады и «просто так», ценя награды исключительно за боевые операции.

За освобождение от французов Сардинии и Пьемонта король Сардинии отправил Суворову знаки ордена Святых Маврикия и Лазаря для награждения отличившихся. Отдельно – низшую степень этого ордена король прислал для награждения слуги Суворова - Прохора за то, что он бережет здоровье великого полководца.

Этого оказалось достаточным, чтобы Александр Васильевич приказал наградить орденом Святых Маврикия и Лазаря самых худших офицеров. На вопрос своего сподвижника Ставракова, почему наградили только плохих, Суворов ответил:

«Ведь и орден-то плох».

Демонстративная отставка

Суворов открыто критиковал нововведения императора Павла Первого в части и муштры войск на прусский лад, и изменения формы. Поэтому в конце концов просто подал в отставку.

Но взбешенные царь по формальному признаку опередил строптивого полководца, поручив издать 6 февраля 1797 приказ:

«Фельдмаршал граф Суворов, отнесясь, что так как войны нет — ему нечего делать, за подобный отзыв отставляется от службы».

Это согласно устава автоматически лишало права на ношение мундира. И Александр Васильевич устроил настоящее шоу.

Вначале торжественно перед полками «похоронил» свои ордена и китель, а затем в Кобрине (пожалованном Екатериной Второй имении) перед соседями вместе с местными мальчишками демонстративно проскакал на палочке.

Более того, он отказывался принимать письма от императора, адресованные фельдмаршалу Суворову, потому что послания Павла Первого были адресованы:

«существу, которого больше не было на свете».

Восстановление на службе

А когда Павел решил вернуть строптивого старика обратно, то Суворов не только отказался принять присланный за ним экипаж, но приехал на обычной телеге. Более того, в ответ на все приглашения императора посетить развод войск, фельдмаршал отвечал присланному за ним князю Горчакову:

«Поезжай к Государю и доложи ему, что я не знаю, в чем мне ехать»

К чести императора, намек был понят, и вскоре сенат восстановил на службе Суворова

«со всеми его прерогативами».