На 92-м году жизни умер Жан-Люк Годар — основоположник «новой волны» во французском кинематографе и один из самых великих режиссеров в истории. Кинокритик Андрей Дементьев в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, как Годар изменил мировой кинематограф.
Кино Жан-Люка Годара стало классикой мирового кинематографа еще в шестидесятых, а сам режиссер получил мировое признание сразу после своего дебюта — драмы 1960 года «На последнем дыхании», в которой он открыл Жан-Поля Бельмондо. История молодого преступника и его подруги, которых преследует полиция, стала первой лентой в той самой «новой волне» — La Nouvelle Vague.
Автор «новой волны»
«Новая волна» — это, наверное, один из самых свободных периодов кинематографа. Это время, когда режиссеры, сценаристы и сами актеры отказывались от традиционных условностей кинопроизводства в пользу экспериментов. В то время кинематографисты «новой волны» изучали иные подходы к киномонтажу, визуальному стилю, повествованию, а также пытались по-новому отобразить социальные и политические противоречия и потрясения той эпохи.
Странное кино
Жан-Люк Годар стал одним из первых новаторов, экспериментаторов и даже хулиганов мирового кино. Причем оставался он таким буквально до конца жизни — за время своей творческой карьеры он снял 129 фильмов, включая документальные, короткометражные и телевизионные.
«Жан-Люк Годар — это ключевая фигура французской «новой волны» 60-х годов. Это человек, который, можно сказать, изобрел синтаксис киноязыка в эти годы. Он заново открыл новым поколениям язык кино. Кстати, он великолепный теоретик. Он был еще и кинокритиком до того, как он стал кинорежиссером. И он очень здорово все формулировал. Некоторые обвиняли его в том, что в его фильмах нет классической композиции — начала, середины, финала. Он отвечал: "У меня все это есть, просто не в том порядке!" И правда, у него в фильмах есть все, что нужно», — рассказывает в комментарии для «Слово и Дело» кинокритик Андрей Дементьев.
Девушка и пистолет
Молодое поколение знает фильмы Годара по кадрам, которые легко разносятся по социальным сетям как эстетичные и стильные. И не зря: Годар внимательно работал над каждым кадром, над каждым диалогом героев. Однако смотреть его фильмы порой непросто — настолько много в них отсылок к французской истории, мировой культуре или политическому контексту. Тот, кто не в теме, просто не поймет. А знающий человек и вовсе может потерять внимание от перенапряжения.
Фильмы Годара надо смотреть расслабленно, наслаждаясь эмоциями, красотой и свободой его героев. Несмотря на многочисленные отсылки, в своей основе фильмы Годара просты — в каждом из них идет рассуждение о любви и смерти.
«Годар неплохо выразился, что для того, чтобы снять фильм, нужны две вещи: девушка и пистолет. И больше ничего не надо. Если мы присмотримся к этой фразе, то мы поймем, что он имел в виду. Это почти то же самое, что имел в виду Зигмунд Фрейд. Автор психоанализа говорил, что есть всего две важные вещи — это секс и смерть», — отмечает кинокритик.
Камера на плече
В 1960-е годы Жан-Люк Годар снял основные фильмы мирового кинематографа. В картине «На последнем дыхании» он изобрел новый способ монтажа. Да и сам процесс съемок был странным: вместо сценария у Годара был толстый блокнот с описанием сцен, но без единой реплики. Режиссер ставил актерам задачу, и дальше они просто импровизировали. А во-вторых, в тот период благодаря достижению техники действие фильма переместилось из студийных павильонов в реальные квартиры, гостиничные номера, на площади Парижа. Это был живой кадр и настоящий звук. Фильм «На последнем дыхании» стал водоразделом между старым и новым кино.
«Посмотрите этот фильм, даже если вы ничего не знаете про Годара. Во-первых, сам фильм очень интересен. Во-вторых — в нем он открыл Жан-Поля Бельмондо для мирового кинематографа. Причем забавно, что в начале творческого пути Бельмондо Годар сделал его лицом мирового интеллектуального кино. Это потом Бельмондо надоело быть умным лицом, он просто стал лицом приключенческого кино, великим каскадером. А у Годара он как раз был интеллектуалом на экране. Не менее важен "Безумный Пьеро" — эти фильмы Годара просто невероятные шедевры, которые очень трудно превзойти», — отмечает кинокритик.
Годар для России
В 1992 году в Музее кино в Москве состоялась ретроспектива творчества Годара. Встречу с поклонниками посетил сам режиссер. Он не только пообщался со зрителями, но и передал в дар новую звуковую систему DOLBY-stereo. Оборудование в Москве настраивал звукооператор Годара Франсуа Мюзи. Он обошел все залы, выбрал для установки системы пятый зал и полностью его переделал, привезя собственные шумоизоляционные материалы прямо из Швейцарии. Так московские любители кино впервые услышали знаменитый стереозвук.
«Годар на свои деньги подарил звуковую аппаратуру. Спасибо Годару за его кинематограф и его звуковую аппаратуру!» — сказал кинокритик.
Читайте наш обзор на психологический триллер «Микулай», представленный на 44-м Московском международном кинофестивале.