Стороны обвиняют друг друга в начале обстрелов, срывах переговоров и убийстве военных
«Пашинян обращается к ОДКБ, ООН, звонил ночью Путину, но боюсь, что дело его безнадежно», — оценивают эксперты «БИЗНЕС Online» исход нового витка конфликта между Арменией и Азербайджаном. Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил о 49 погибших гражданах своей республики, Баку заявляет о масштабной провокации. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков рапортовал о том, что Владимир Путин прикладывает все усилия для того, чтобы способствовать деэскалации, Франция собирает совет безопасности ООН. В Турции между тем заговорили о мире только «на основе территориальной целостности Азербайджана». О том, сможет ли Россия снова «замирить» Карабах и насколько ожидаемо было обострение, — в материале «БИЗНЕС Online».
Что произошло?
Сегодня ночью между вооруженными силами Армении и Азербайджана начались боевые столкновения. Минобороны Армении первым сообщило об обстреле городов Горис, Сотк и Джермук со стороны ВС Азербайджана с применением артиллерии, минометов и беспилотников. Удары наносились не только по военной, но и по гражданской инфраструктуре.
В свою очередь, минобороны Азербайджана обвинило Армению в провокации. Баку заявил о «широкомасштабной диверсии» на дашкесанском, кельбаджарском и лачинском направлениях армянских военных, которые осуществили минирование территорий между позициями подразделений армии Азербайджана и путями снабжения. По их версии, Армения обостряет ситуацию, чтобы затянуть подписание мирного соглашения. А информацию о вторжении азербайджанских войск на территорию Армении минобороны назвало абсурдом.
Ночью армянский премьер Никол Пашинян поговорил по телефону с президентом РФ Владимиром Путиным, президентом Франции Эмманюэлем Макроном, госсекретарем США Энтони Блинкеном, председателем Европейского совета Шарлем Мишелем, президентом Ирана Ибрахимом Раиси. А совет безопасности страны решил официально обратиться к России за помощью и задействовать положения Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, обратиться к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и СБ ООН. В итоге, как сообщает МИД РФ, стороны договорились о прекращении огня с 9:00 мск.
Обе стороны конфликта также сообщили об убитых и раненых. Выступая сегодня в парламенте, Пашинян заявил о 49 погибших гражданах Армении, однако эта цифра не окончательная. По его словам, противник атаковал границы республики в 7 направлениях, интенсивность боевых действий снизилась, но на одном-двух направлениях атаки продолжаются. Азербайджан, утверждает премьер, пытается нивелировать трехстороннее заявление об урегулировании ситуации в Нагорном Карабахе от 9 ноября 2020 года.
8 сентября Пашинян на встрече с местной армянской общиной во Владивостоке сообщил, что они с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 31 августа в Брюсселе не смогли достичь договоренностей по самым важным вопросам двухсторонней повестки. «Речь, в частности, об урегулировании нагорнокарабахского конфликта. С другой стороны, и Армения, и Азербайджан говорят о важности достижения мира», — заявил премьер. По словам Пашиняна, Азербайджан считает, что вопрос Нагорного Карабаха решен и нет необходимости вести переговоры. Позиция же Армении — вопрос не решен и должен быть урегулирован.
Реакция на обострение конфликта
«Находимся в тесном контакте с Баку и Ереваном. Получено обращение армянского руководства с просьбой оказать содействие в урегулировании ситуации в соответствии с имеющимися двусторонними соглашениями и по линии ОДКБ», — говорится в заявлении МИД РФ. В ведомстве также выразили «крайнюю озабоченность в связи с резким обострением обстановки», призвали стороны воздержаться от эскалации и соблюдать режим прекращения огня «в соответствии с трехсторонними заявлениями лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года».
Сосредоточиться на мирных переговорах и прекратить огонь страны призвали глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, официальный представитель МИД Ирана Насер Канани, Польша, председательствующая в ОБСЕ, спецпредставитель ЕС и Соединенные Штаты. Франция, которая председательствует в СБ ООН, также созовет заседание совета безопасности, заявил представитель Елисейского дворца по итогам разговора Макрона и Пашиняна.
После разговора премьер-министра Армении с Путиным Москва начала работу по экспертной линии, рассказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. На вопрос журналистов о том, как разговор двух лидеров помог прекращению огня на границе, он ответил: «Трудно переоценить роль России и лично Путина. Естественно, президент прикладывает все усилия, чтобы способствовать деэскалации на границе. Эти усилия продолжаются». Впрочем, Песков не стал комментировать намерения России в связи с обращением Армении.
В администрации президента Турции Реджепа Эрдогана заявили, что мир между Баку и Ереваном может быть достигнут «только на основе территориальной целостности Азербайджана». «Мы играем важную роль в этом отношении, мы всегда рядом с Азербайджаном, Азербайджан никогда не один», — добавил Чавушоглу.
ОДКБ, в свою очередь, тоже заявила, что начала работу по задействованию механизмов структуры для урегулирования ситуации. Пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов заявил, что применение силы на границе стран неприемлемо, должны использоваться политико-дипломатические методы и договоренности, в то время как, по информации организации, в ходе столкновения применялись беспилотники и тяжелое вооружение.
«Россия не в состоянии разорваться»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили причины обострения конфликта, его серьезность и вспомнили, что изменилось в отношениях двух стран с 2020 года.
Андрей Кортунов — гендиректор российского совета по международным делам, политолог, кандидат исторических наук:
— Это не первый случай такого обострения, даже если говорить о последних двух годах. Сам вопрос демаркации, лимитации армяно-азербайджанской границы является болезненным: раньше она была административной и проходила так, как обозначали советские старые карты, и каждая из сторон имеет свой нарратив — идет упорная борьба буквально за квадратный метр территории. Здесь есть соблазн испытать другую сторону на прочность. Наверное, такой соблазн особенно присутствует в Баку, поскольку Азербайджан действует в отношении Армении с позиции силы, и, возможно, какие-то непреднамеренные эскалации.
При этом понятно, что военная спецоперация России на Украине создает дополнительные предпосылки для того, чтобы проверки друг друга на прочность продолжались. Российское внимание сейчас отвлечено, а кроме России верных игроков, которые могли бы выступить в качестве некоего посредника, по всей видимости, нет, и найти их нелегко. Поэтому косвенно нынешняя геополитическая ситуация тоже подрывает стабильность Южного Кавказа. При этом не думаю, что речь может зайти о каком-то масштабном военном конфликте между Арменией и Азербайджаном. Все-таки Армения является членом ОДКБ, у нее есть союзнические отношения с Россией, и если речь идет не о Нагорном Карабахе, который Россия, как и другие страны, рассматривает как часть Азербайджана, а о другой территории Армении, то в случае наступательной операции Азербайджана Россия должна будет выступить в защиту своего союзника, и все это понимают.
Я полагаю, что для Азербайджана сейчас важнее заняться реинтеграцией Нагорного Карабаха. Это сложная задача. Не думаю, что у них есть стремление нанести решающее поражение Армении и тем более захватить часть ее территории. Для того чтобы конфликт был исчерпан, должны получить развитие двусторонние отношения. Ситуация должна стабилизироваться и не сводиться к пограничным столкновениям. Тогда страны начнут реально сотрудничать в сфере экономики, социальных и гуманитарных стандартов, реализации многосторонних проектов, в частности, по осуществлению проектов транспортных коридоров. Когда уйдет негативный политико-психологический фон, тогда можно будет говорить о нормализации. Потому что, когда смотришь на соседа в прицел автомата, рука, наверное, тянется к спусковому крючку.
Константин Калачев — руководитель политической экспертной группы:
— Эскалация была абсолютно ожидаемой. Повод очень простой — Азербайджан хочет дожать Армению, победитель второй карабахской войны хочет получить и транспортные коридоры, и в дальнейшем весь Карабах. Азербайджанская сторона, видимо, считает, что армянская затягивает решение некоторых вопросов. Например, по Зангезурскому коридору. Но самое главное то, что Азербайджан хочет получить весь Карабах, пользуясь ситуацией, когда союзник Армении — Россия — занят конфликтом на Украине.
Если откровенно говорить о роли ОДКБ и России, то у армян есть совершенно справедливые претензии по поводу того, что Россия не продемонстрировала всю возможную решимость во время второй карабахской войны. Да, Россия приложила все усилия для того, чтобы она закончилась или конфликт был заморожен. Но на самом деле Россия пытается занимать позицию средневзвешенную и не поссориться ни с союзником Арменией, ни с партнером Азербайджаном. Армения считает, что если они союзники по ОДКБ, то это повод для того, что Россия не просто миротворцев отправила, а оказала всю необходимую военную помощь. Поэтому Пашинян обращается к ОДКБ, ООН, звонил ночью Путину, но боюсь, что дело его безнадежно. Потому что сила на стороне Азербайджана и Турции. Как говорится, две страны — один народ, то есть они представляют реальную силу на Южном Кавказе. Собственно говоря, вопрос о статусе Нагорного Карабаха Азербайджан на основе компромисса решать не собирается.
Россия на просьбу Армении ничего не будет отвечать. Армянская сторона на прошлой неделе заявила, что Путин в ближайшее время посетит страну, а российская сторона это тут же опровергла. Что можно в данном случае предложить? Ну есть пара тысяч миротворцев, а дальше что? Понятно, что они оружие применять не будут. Что можно предложить, если ты хочешь усидеть на двух стульях сразу? Можно позвонить Алиеву и достигнуть соглашения по прекращению огня, но в обозримом будущем, при жизни Алиева, Азербайджан настроен окончательно решить карабахский вопрос. Наши союзнические отношения строятся на том, что мы являемся гарантом безопасности Армении. Если Азербайджан получит весь Карабах, а потом Армения будет вынуждена это признать, то позиции России в Закавказье ослабнут. Путин, конечно, будет пытаться усадить стороны за стол переговоров. Но как можно примирить непримиримое? До тех пор пока Азербайджан не почувствовал в себе силу, а он почувствовал силу, еще можно было рассчитывать на бесконечные переговоры. Движение — все, конечная цель — ничто. Но Азербайджан это никак не устраивает, не собираются они больше ждать. Они ощутили силу, они увидели силу в Турции. Полагаю, что в ближайшие пару лет они попытаются решить эту проблему. Многое будет зависеть от ситуации на Украине. Очевидно, что Россия не в состоянии разорваться. И потом, все считают, что мы непобедимы, но оказалось, это не совсем так. Конфликт на Украине ослабляет позицию России на Южном Кавказе.
Никто не готов для чужого дяди каштан из огня таскать. Считаете, что Эрдогану очень хочется оказать услугу Путину? Турция исходит из своих интересов. И давайте вспомним, еще совсем недавно в России клеймили Турцию из-за сбитого в Сирии самолета. Просто у людей память как у рыбки, короткая. Геополитические интересы России и Турции расходятся. Мы можем быть партнерами, можем торговать, можем ездить к ним отдыхать и тратить деньги, но интересы у нас не совпадают.