Найти тему
дмитрий ломов

ТАЛОНЫ для ДИКТАТУРЫ пролетариата

С недавних пор в сети стали популярны сообщества про жизнь в СССР. Авторы, словно пытаясь перещеголять друг друга, вспоминают то, чего никогда в СССР не было, а если было, то не так. Совсем. В коментах — сопли и слюни по утраченному раю при жизни.
Люди быстро забывают всё. Напоминаю.

К началу лихих девяностых, в Советском Союзе стало туго не только с ширпотребом, но и с обычной едой. И не только с едой.
Талоны стали выдавать практически на всё: сахар, мясо птицы, сливочное масло, крупа, макаронные изделия, водка, синтетические моющие средства и... спички. Даже спички стали дефицитом в 1991 году. В стране со второй экономикой мира!

-2

Талоны выдавали на месяц. Но наличие этих бумажечек не являлось гарантией того, что талончик можно было отоварить. Людям после работы приходилось бегать по городу в поисках самого необходимого. В одном магазине были макароны, в другом спички, в третьем куры, в четвёртом... в четвёртом не было ничего.

В то время школьников ещё обучали азам разных профессий на УПК - учебно-производственный комбинат. Меня выучили на младшего продавца продовольственных товаров.

Помню момент, когда из магазинов исчезло всё, но на складах этих магазинов всё было: штабели головок сыров под потолок, венгерская ветчина, зефир в шоколаде и даже мыло «Яблоневый цвет». Съесть мыло было нельзя, но пахло оно натурально зелёным яблоком и привлекало к себе покупателей, как пчёл на яблоневый цвет. Это мыло реально было дефицитом. Мыло!


В 88-м во многих городах страны резко исчезли сигареты. Люди часами стояли в очередях к табачным киоскам в надежде на то, что привезут хоть какое-нибудь курево. Не везли. Даже папирос. Даже жуткой «Примы».
Почему? Потому, что почти на всех табачных фабриках СССР в 1988 году кто-то очень умный решил начать реконструкцию цехов.
По всей стране. Одновременно!
Что это было? Диверсия?

Я тогда служил в Ростове-на-Дону и нашу часть отправили на Ростовскую табачную фабрику. Солдаты помогали демонтировать старое оборудование и убирать мусор в цехах.
Табачных листьев мы тогда насобирали столько, что в сушилке негде было сушить сапоги.
Бойцы натурально крутили из листьев сигары и курили их, как заправские кубинцы.

А очереди за водкой? Это были настоящие битвы! Сотни людей давили друг друга перед входом в магазины. Шли по головам к окошку, через которое продавец в режиме бешеного робота совал гражданам бутылки в обмен на измятые потные рубли.
Именно в конце восьмидесятых, в магазинах появились решётчатые двери — для того, чтобы дикие покупатели не выдавили стекла.

Те, кто не хотел стоять в очереди, покупали алкоголь с чёрного хода того же магазина. Грузчики торговали спиртным за две цены.
Ещё алкоголь можно было добыть у таксистов — они возили его с собой в багажнике — и у швейцаров в кабаках. С переплатой в две-три цены.

Были и нелегальные точки торговли, прямо под открытым небом в заветных закутках. О них знал весь микрорайон. Здесь гопота сидела сутками и продавала огненную воду по совершенно недемократичной цене.
В основном это была бормотуха, - на этикетке почему-то было написано «портвейн»; креплёное плодово-ягодное вино, которое из-за своей дешевизны народ называл «плодововыгодным» и водка. Водка стоила от двадцати рублей, при госцене в десять.

Рубль стремительно дешевел и водка мгновенно стала валютой. Ей расплачивались за услуги сантехников и прочих ремонтно-строительных бригад.

-3

Когда я и моя девушка подали заявление в ЗАГС, в «Салоне для новобрачных» мне выдали квиток, по нему я на специальном складе мог выкупить продукты по госцене.
Через весь город я ехал с друзьями на трамвае. За мясом, зелёным горошком, майонезом и варёной колбасой. Спиртного в этом списке не было. Водку покупали отдельно на саратовском заводе «Ликсар». По блату.

Изобилие в СССР говоришь? Качественные продукты без химии и ГМО?
Ты помнишь, какими были куры в магазинах, если они в этих магазинах были.
Помнишь эти длинные худые когтистые ноги, и куриные головы, которые свешивались с чашки весов?
Этих экологически чистых курей народ сразу окрестил синими птицами. За цвет кожи.

Перед едой такую курицу обязательно надо было опалить над газовой плитой — из птицы натурально торчали остатки перьев. Некоторые педанты выдёргивали их пинцетом.

А очередь в продуктовых магазинах помнишь? Их было две: первая к продавцу, который взвешивал тебе товар и писал на клочке бумаги вес и цену; вторая очередь в кассу.
Две очереди для того, чтобы купить кусок варёной колбасы! Колбасы, которая была дефицитом всегда. Даже варёная. Сырокопчёную советские граждане ели только по праздникам.

У москвичей колбаса в магазинах была. И не только колбаса. За московским изобилием в столицу ехали на электричках и поездах дальнего следования. Тысяча километров для голодного обывателя - не крюк.

А упаковочная бумага? Плотная шершавая серо-жёлтого цвета. В неё заворачивали всё — от свежемороженой кильки, до костюмов. И перевязывали джутовой верёвочкой.
Теперь эту жуткую бумагу называют крафтовой. Она экологически чистая и модная.
В моём детстве другой упаковки не было.

Много чего не было в моём детстве. Например, эскимо. В Москве и Ленинграде эскимо было, в Юрмале было, а в Саратове не было.
Был пломбир в хрустящих стаканчиках по 20 копеек. Но хрустящими вафельные стаканчики были только в цирке.
В деревнях и пломбира не было. Для деревенской детворы за счастье было безвкусное молочное мороженое по 10 копеек и томатное по семь.
Томатное!
Жуткая гадость.

Слово «дефицит» каждый советский человек знал с детства.
Вспоминай - ты ребёнок и открываешь холодильник, а там в глубине палка сырокопчёной колбасы и банка зелёного горошка. Ещё руку не успел протянуть, а сзади уже бабушкин голос: это на праздник.
А до праздника ещё два-три месяца.
Ты это помнишь?

Спору нет, многое в СССР было передовым и прекрасным. Но отрицательного накопилось столько, что народ, устав от тотального дефицита, просто похерил собственную страну и радостно танцевал на её руинах. Первые год-два.
А потом наступило жёсткое похмелье.

Талоны на еду, вот они. Не дают забыть всех прелестей развитого социализма.
Назад в СССР?
Уволь.