Найти тему
Народ Востока

Полковые раввины: как еврейские священники стали служить в русской армии

Еще в далеком, мирном 2007-м году, когда казалось, что жизнь налаживается, москвич 1973-го года рождения Аарон Гуревич был назначен главным раввином вооруженных сил РФ и занимает эту сложную должность по сей день. Он организует доступ верующих евреев к правильному кошерному питанию, объясняет им законодательство, которое касается армии, наставляет и утешает в их нелегком деле.

Как говорил сам Аарон Юрьевич, по его прикидкам, евреев в российской армии около 40 тысяч человек, а потому работы всегда хватает. Причем, свои обязанности он выполняет в тесном сотрудничестве с РПЦ. А вот насчет мусульман и буддистов рассказывает, что те особой инициативы не проявляют.

Такое назначение было сделано после большого перерыва с 1917-го года, когда Временным правительством России впервые был назначен главный военный раввин. Им стал раввин города Бердичева, юрист по образованию Яков Берман. Судя по всему, на выбор этого человека повлияла не столько его профессия, близкая к военной, но и то, что в его городе в Первую мировую размещался генштаб. То есть, по сути, его выбрали более-менее случайно. Просто в распоряжении высшего начальства не было более знакомого человека.

Берман посещал еврейских солдат в госпиталях, проводил службы, наставлял тех, кто нуждался в этом, обеспечивал необходимыми принадлежностями иудаизма, помогал с кошерной едой, давал почитать еврейскую литературу. Ребе был довольно милосердным человеком и обращал внимание даже на евреев-военнопленных.

-2

Правда, когда случился Октябрь, его хотели рaccтрeлять за «религиозную и филантропическую деятельность», но обошлось, и через несколько лет раввин покинул страну. Он сумел добраться до Палестины, где занимался благотворительностью и учил детей. Разумеется, в советское время раввинов, священников, мулл и лам в нашей армии не было.

А вот в Российской империи они были.

По традиции Московского княжества, российская армия последующих эпох всегда была многоконфессиональной. Я видел оценки, что в 16-17-х веках в ней, помимо православных, служило 15-25 % мусульман. Судя по всему, священнослужители обеих религий всегда участвовали в наставлении солдат гласно или негласно. Но какую-то строгую организацию и оплату за свои труды они стали получать только во времена Петра. Что касается евреев, то в русскую императорскую армию их стали призывать в 1827-м году. Тогда же и вышло положение о введении полковых раввинов.

Вообще, еврейских детей забирали из семей в возрасте от 12-ти лет и помещали в так называемые кантонистские школы, где обучали знаниям младшего командного состава. Это время не засчитывалось в срок военной службы, которая на тот момент составляла 25 лет. Можно легко найти информацию, что на школяров оказывалось давление с целью принудить их перейти в православие. Но со взрослыми людьми такое обычно не проходило, и ситуация в войсках была достаточно веротерпимой.

-3

Евреям-солдатам было разрешено ходить в синагоги или собираться вместе для отправления своего культа, если в ближайших окрестностях таковой не было. Они получали увольнительную во времена религиозных праздников, и количество свободных дней доходило до 13-ти в год. Им было дозволено создавать «полевые синагоги» и начальство предоставляло для этого палатки. Сама присяга давалась в присутствии полкового раввина и на основании еврейских священных писаний.

Вообще, такая должность довольно неплохо оплачивалась – 150 рублей в середине 19-го века и 300 рублей в конце. Это было меньше, чем у офицеров, но все равно довольно неплохо. В зависимости от должности и звания, сумма могла быть намного больше. Полкового раввина следовало назначать, если количество бойцов-евреев в той или иной части было более 300 человек. В ином случае можно было привлекать раввинов гражданских. При этом, главных раввинов, в отличие от главных священников, долгое время не было. Такая должность была введена только после Февральской революции.

-4

Еврейские солдаты сражались во всех войнах России с начала Крымской, где проявили себя вполне достойно. В память об обороне Севастополя и павших там представителях этого народа поставлен монумент с надписью на русском и иврите. Из еврейской среды вышло несколько знаменитых генералов и адмиралов, включая Василия и Александра Гейманов и Александра Александрова (Арон Барр).

#евреи #российская империя #армия #солдаты #иудаизм