Нью-йоркский, а точнее, Бруклинский район Брайтон-Бич навевает ощущения перестройки у всех, кому случается туда попадать. Легкая эстетика декаданса, много пожилых людей, надписи, перемешанные на английском и русском, привычные продукты, знакомые типажи лиц, характерный одесский говорок, привычная советская эстетика – все это вы здесь увидите.
Но так сложилось далеко не сразу, и в 1970-е тут было типичное черное гетто с гангста-рэпом, заниженными тачками, периодическими перестрелками и торговцами крэком на каждом углу. Как же интеллигентные советские эмигранты сумели вытеснить отсюда афроамериканцев?
В 1645-м году агромадный кусок местного побережья был приобетен европейскими колонистами у индейцев за ружье, одеяло и чайник – такая плата считалась достаточной и даже чрезмерной. С той поры и до самых 1860-х годов здесь находились только лишь частные фермы. Но после землю выкупил один большой человек, который затеял создать место отдыха для богатых ньюйоркцев. В качестве намека на курортный город Брайтон в Англии толстосумы проголосовали дать ему название Брайтонский пляж.
Там был ипподром, театр, куча ресторанов и все остальное, что требуется состоятельным джентльменам. Позднее сюда провели железную дорогу, устроили зону развлечений, и Брайтон-Бич постепенно превратился в респектабельный жилой район. Но великая депрессия сказала свое веское слово. Сливки американского общества стали свое имущество продавать, и в результате квартиры и особняки были превращены в доходные дома, т.е. жилье, предназначенное для съема.
Со временем сюда приехало множество евреев из Европы, бежавших от русской революции и закручивания гаек в Германии. Они быстро оценили и дешевизну аренды, и возможность быстро добраться до центра города. Здесь в свое время жили и писатель Артур Миллер, будущий муж Мэрилин Монро, и знаменитый певец Нил Даймонд – до того, как они стали миллионерами.
Но после Второй мировой уровень жизни еще больше снизился, и Брайтон-Бич в течение десятилетия был оккупирован афроамериканцами. Хотя здесь оставалось достаточно много белых, они стали массово избавляться от своих квартир после финансового кризиса 1970-х. Казалось бы, район превратится в типичное черное гетто, тем более, что совсем поблизости таких предостаточно. Но то ли из-за наличия оставшихся соплеменников, то ли по случайности, советские евреи стали переселяться сюда.
К сожалению для местной братвы, их новыми соседями стали не только музыканты, врачи и инженеры, которым, справедливости ради, после эмиграции пришлось осваивать стезю физического труда. Тут в свое время работали и творили такие авторитеты, как Евсей Агрон, Марат Балагула и Борис Найфельд, работавшие в тесном сотрудничестве друг с другом.
Эти еврейские боссы «русской мафии» сумели показать, кто здесь главный, и, несмотря на численное преимущество черных банд, заставили их уйти. За ними постепенно потянулись и остальные, относительно законопослушные афроамериканцы. В результате полицейский отдел, работающий на Брайтон-Бич, с удивлением заметил, что в период с 1990-го по 2017-й год в их районе стало на 84,6 % меньше прaвoнaрyшeний всех категорий и на 67 % меньше стрельбы.
Неудивительно, что после распада СССР это место стало тихой гаванью для большого числа постсоветских эмигрантов, многие из которых свой путь к достижению американской мечты начинали именно здесь. Подучить язык, найти работу, адаптироваться к жизни в США, а затем рвануть туда, где больше движухи и денег – примерно так думали многие из наших. Но Брайтон-Бич сильно затягивает, и если уж ты прожил несколько лет среди своих, не зная языка, то вырваться отсюда будет непросто. А годы идут, и вот ты уже не такой здоровый и энергичный.
Поэтому в настоящее время средний возраст 35-ти тысячного населения Брайтона составляет около 50-ти лет. Пожилым квартплату субсидирует государство, чего бы не стало делать в отношение молодых людей. Поэтому новые эмигранты в Америку, в том числе и евреи, предпочитают совсем другие районы Нью-Йорка. Но в «маленькой Одессе» все равно периодически появляются. Кое-кто из понятного любопытства, а другие – чтобы закупиться продуктами из России. Правда, сейчас сюда приехало много выходцев из Средней Азии, привлеченных тем же, что и остальные: дешевизной, транспортной доступностью, русским языком и т.д.
#евреи #америка #эмиграция #брайтон-бич #нью-йорк