Карта бизнес-процесса as-is - инструмент Product owner, который он использует на этапе Discovery, чтобы систематизировать и отразить текущие бизнес-процессы, с которыми связан, на которые влияет или которые изменяет разрабатываемый продукт/фича. В результате выявляются проблемные, «узкие» места, возникающие при выполнении тех или иных бизнес-задач, нестыковки или ненужные усложнения во взаимодействиях в процессах и необходимость тех или иных изменений.
Детализация процессов по модели as-is позволяет составить основу, по итогам анализа и улучшения которой можно составить процесс to-be, т.е. целевой процесс.
Что мы получаем в результате анализа бизнес-процесса as-is?
Данный подход может применяться как с целью определения процессов, подлежащих дальнейшей автоматизации, так и просто для внесения каких-то организационных изменений.
В бизнес-практике существует достаточно большое количество подходов к описанию бизнес-процессов. Самые популярные нотации по «отрисовке» бизнес-процессов – это BPMN, IDEFO и EPC блок-схема. Мы рекомендуем использовать подход BPMN 2.0 - Business Process Model and Notation.
Что касается визуализации процессов, то есть много подходящих для этого инструментов, это можно делать в специализированных программах, например, ARIS или MS Visio. Исходя из цели владельца продукта, можно использовать и более простые инструменты - это Miro и Excel.
Если вы проводите для анализа процессов брейншторм-сессии, то цифровая доска или обычная стена, на которой можно клеить стикеры, тоже подходят как инструменты для этой задачи.
1. Сначала Product owner необходимо получить информацию о бизнес-процессах, которые имеют отношение к его продукту и которые он собирается анализировать.
Это можно сделать:
* в подразделениях, отвечающих за данные процессы
* у бизнес-аналитиков компании
* наблюдая за тем, как осуществляется бизнес-процесс
* с помощью глубинных интервью и других методов CustDev
Вы должны получить в свое распоряжение максимально детализированную информацию:
- бизнес-процесс и его составляющие-действия
- точка входа в бизнес-процесс (с чего он начинается), точка выхода (чем он заканчивается), роли (должности), вовлеченные в бизнес-процесс; длительность каждого действия
- какими документами/инструментами/системами необходимо пользоваться участникам процесса на каждом этапе.
2. Уже получая информацию о бизнес-процессе и также далее ее анализируя, вы формулируете гипотезы о проблемах и решениях, имеющих отношение к составляющим бизнес-процесса.
3. Вы выбираете инструмент, в котором будете составлять карту бизнес-процесса as-is.
4. Вы составляете карту-бизнес-процесса as-is, заполняя ее полученной информацией.
5. Итог: в результате применения этого результата проведенного Discovery, вы уточняете гипотезы о проблемах и решениях и корректируете свою работу над продуктом.
Периодически у "продактов" возникает вопрос - какой инструмент предпочтительнее использовать для анализа того, как сейчас работает продукт и что в нем нужно менять или что нужно создать для клиента, чтобы он решил какие-то свои проблемы, удовлетворил потребности.
Намного лучше взять для основы процесс as-is, он дает более комплексное понимание того, что происходит, с участием всех ролей. При этом процесс CJM не будет вторичен. Нужно научиться делать и то, и другое, применять оба инструмента.
Если крайне важен клиент, его эмоции, действия и реакции, то нужно, конечно, применять CJM.
Благодаря процессу as-is вы можете найти новые кейсы, которые до этого не замечали и покопаться в них более досконально.
Шаблон карты бизнес-процесса as-is может включать следующие пункты
- Необходимо указать наименование бизнес-процесса, который вы описываете, так, чтобы было четко понятно, о чем идет речь.
- Роли
Необходимо отразить все роли, которые участвуют в бизнес-процессе, не упустив какие-либо их них. Возможно, вам придется добавлять эти роли в процессе формирования артефакта.
- Действия
Чем мельче каждое действие, тем больше возможность найти реальные проблемы, которые могут возникнуть в рассматриваемом бизнес-процессе.
- Часто бывает удобно делить процесс на бизнес-этапы.
- Timeline (временная шкала) помогает определить скорость прохождения каждого действия или каждого из этапов, его продолжительность. Это позволяет выявить узкие места с точки зрения затрачиваемого времени и определить потенциалы роста с точки зрения количественных показателей.
- Начало и конец бизнес-процессов - точка входа и точка выхода
Важно правильно определть точку входа и выхода, не "захватить" этой точкой совсем другой процесс.
- «Инструменты, системы и документация»
Каждый Product owner сам может определить, какой из этих атрибутов ему наиболее необходим.
- Гипотезы о проблеме и гипотезы о решении
- Дополнительная информация
Здесь вы добавляете всю дополнительную информацию, необходимую для описания составляющих бизнес-процесса.
Хотите узнать больше о продуктовой разработке, вам нужно обучение "продактов", необходимо внедрить продуктовый подход? Обращайтесь, мы на связи: сайт, Telegram-канал, info@neuromap.tech.