А что это мы всё про Голливуд, да про Михалковские усы? Расширим-ка горизонты!
Сегодня у нас на ужин одна из самых культовых, изящных и, тем не менее, провокационных работ знаменитого французского постановщика Бертрана Блие «ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ».
В 70-х, Блие прославился такими яркими лентами, как «ВАЛЬСИРУЮЩИЕ» (вольный римейк на которых мы на моём канале уже рассматривали) и «ПРИГОТОВЬТЕ НОСОВЫЕ ПЛАТКИ». Обе эти картины содержали 2 неизменные составляющие: Жерара Депардье в главной роли, а также, провокационный и беспрецедентно смелый по тем временам контент.
Уж сколько пуканов взорвалось у различных цензурных организаций, родительских комитетов, министерств культуры и прочих мракобесных организаций с интеллектом и менталитетом стройбатовца, и на деле к Культуре никакого отношения не имеющих – не сосчитать!
Ну, в самом деле, Друзья, особенно вот те из вас, кто за цензуру в Искусстве. Вы никогда не забывайте, что в различных «Комитетах по культуре» будут сидеть и судить чужое творчество не Акиры Куросавы, Феллини, Тарковские и братья Коэн. Нет, «оценивать культуру» там будут циничные, наглые, тупые перезрелые комсомольцы. Просто потому, что Гений ведь никогда не будет этой дрянью заниматься.
В политику и на административную работу всегда идут бескультурные троечники, не способные создать ничего своего, но более всего обожающие осудить и запретить чужое. Если вы это поймёте, Девочки и Мальчики, многое в вашей жизни изменится к лучшему.
Впрочем, ну его, Друзья! Плюнем им в лица и продолжим о КИНО!
Тем более, что в плане КИНО у нас просто Пир Духа!
В те дни, когда Дэвид Линч лишь только оттачивал свой изысканно-параноидальный стиль на «ГОЛОВЕ-ЛАСТИКЕ», а Квентин Тарантино ещё ходил в школу, Бертран Блие внезапно создал неповторимый микс из последующей стилистики вышеуказанных персон, но с собственным неповторимым почерком, конечно же.
Главный герой по имени Альфонс, сыгранный молодым и талантливым, не познавшим до той поры таких тягот жизни, как хронический алкоголизм и гражданство РФ, Жераром Депардье, входит в ночное метро и заводит разговор с неким человеком, представившимся бухгалтером (открывающий картину, ярчайший бенефис Мишеля Серро)
Альфонсу очень хочется поделиться с бухгалтером своими фантазиями на тему убийств, появившимися в голове Альфонса от хронического безделья (наш герой – безработный). Он даже показывает бухгалтеру свой нож, который затем забывает на платформенной скамейке.
После, Альфонс видит в переходе умирающего бухгалтера, в животе его забытый ранее на платформе нож Альфонса. Бухгалтер утверждает, что его убийца – ни кто иной, как Альфонс.
Мог ли я убить этого человека и не вспомнить об этом, задаётся немым вопросом герой Депардье? И к своему удивлению, осознаёт, что ни в чём не может быть до конца уверенным.
Дальше больше. На пути нас ждут фееричные сюжетные повороты и непроходящий восторг от актёрского ансамбля, представляющего собой сливки тогдашнего европейского каста. Холодные закуски у нас на глазах откушивают:
Легендарный французский комик Жан Карме в роли маньяка-убийцы
Ветеран КИНО Бернар Блие (кстати, отец режиссёра картины) в роли комиссара полиции
Очаровательная Кароль Буке в роли Девушки
и Жан Бенгиги в роли наёмного убийцы
Временами, на экране происходит чистый абсурд. Но это не спутанное сознание шизофреника, это филигранно придуманное и реализованное полотно, вглядываясь в которое, мы сами начинаем существовать в фильме Бертрана Блие, и всё происходящее уже не кажется нам таким уж странным. Во вселенной «ХОЛОДНЫХ ЗАКУСОК» не бывает странностей. Здесь всё абсолютно закономерно.
Как этого смог добиться постановщик? Блие придумал приём, который нынче не использует только ленивый. Но тогда это было запредельно круто! Смотрите, Девочки и Мальчики. Секрет сценария Блие в том, что ни одна из фраз героев, ни один из их поступков не являются дикими или абсурдными сами по себе. Дикость и абсурдность в том, что они между собой никак не стыкуются и абсолютно не являются следствием друг друга.
И смотрите, что у нас получается! Развитие сюжета перед нами – косплей любого третьесортного полицейского нуара. Диалоги при этом – пустой бытовой трёп не слишком умных людей. И всё это на фоне безупречной, изысканной картинки.
На выходе, когда эту смесь размешали и даже (да простит нас Джеймс Бонд) взболтали, одно наложилось на другое, второе на третье и..
Вот уже вдовец, маньяк-убийца его жены и полицейский комиссар невозмутимо распивают бутылочку на троих, затем вдовец отправляется провожать убийцу домой, ибо тот боится ходить один по ночам, а комиссар в это время спит с новой подружкой вдовца.
Всё, Друзья, хватит мне уже об этом писать, а вам это читать. Дальше продолжать – только портить вам впечатление. Это необходимо смотреть! Что я вам всем искренне рекомендую сделать. Ведь Шедевров Мирового КИНО не так много, чтобы легко разбрасываться хоть одним из них!
Скажу лишь напоследок, что Бертран Блие, разумеется сделал всё это не только для того, чтобы нас развлечь.
Вставлю здесь цитату кинокритика Станислава Зельвенского, ибо лучше него я не скажу: «Фобии современного горожанина, некоммуникабельность, о которых иные режиссеры слагали элегии, буржуазные пороки, из которых могла получиться большая жратва, Блие сервирует в виде холодных закусок, по-бунюэлевски бесстрастно наблюдая за унылыми физиономиями героев, изящно соткав из смерти фарс — потому что не оплакивать же этих моральных уродов, в самом деле!»
Мне нащупалась такая аллегория – «ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ» - это отнюдь не недоступный простым смертным нектар богов. Нет, это шампанское. Но это не «Советское шампанское». Это, Друзья мои, как минимум французский «MUMM».
Ну и совсем напоследок, одна из цитат фильма, чтобы вы ощутили весь градус куража.
- Господин комиссар! Мы осмотрели весь дом – здесь никого нет. Только мёртвая женщина на 7-ом этаже!
- Не волнуйтесь, она с нами.
Засим, до новых встреч, Друзья!
Пока!
ВАШ АРТЁМ АНДРЕЕВИЧ
КОММЕНТИРУЕМ, А ТО НЕ РОВЕН ЧАС…
Читайте также:
«ДАЛЬШЕ НЕКУДА» («The Jesus Rolls») – Спин-офф про ХЕСУСА из фильма «Большой Лебовски» на сюжет «Вальсирующих»!
#жерардепардье #бертранблие #чернаякомедия #карольбуке #холодныезакуски #жанкарме #нео-нуар #классикамировогокино