«В каждом доме быть должна соковыжималка пластинка «Зодиак»!»
Наша страна, находясь на передовых рубежах науки и техники, всегда не поспевала за мировыми культурными и музыкальными трендами. В 1970-х мы как-то прошляпили моду на всё космическое. Возможно и были культурные достижения на сей счёт, однако, для внутреннего рынка: почтовые марки, значки, дешёвые сувениры и мечты о большем. Тому мешал банальный дефицит.
Синтезатор, как символ высоких технологий, не в космосе, но в музыке, продолжал оставаться вещью дорогой, и потому доступной лишь единицам наших талантов. Скажем, такому уникуму, как Эдуард Артемьев. Для одной шестой части суши того – одного его, было мало. 500 миллионов сограждан, явно не бесталанных, бренчали лишь расстроенными банками и аккордеонами, взятых в поселковых сельпо. Поэтому мы запаздывали. Или не только по этой причине, но во многом.
Во Франции, Японии, Германии, даже странах социалистического лагеря, которые и мечтать не могли о глубинах космоса, уже к середине 70-х разрабатывало его – синтезатора, звуки. Потому у всех нас, советских меломанов, были на слуху тамошние звёзды из «космических сфер»: «Спейс», Жан Мишель Жарр, Ди Ди Джексон, «Танджерин Дрим», … (прошу дополнить список вашими любимыми группами в этом жанре). И совсем мало наших…
Наконец, в 1979 году в Риге, Латвийская ССР, музыкальная группа под руководством Яниса Лусенса, благодаря близости к Латвийской государственной консерватории, обзавелась кое-каким импортным клавишным инструментом. Участники группы – студенты консерватории назвались «Зодиком» (по-латышски Zodiaks, по-английски: Zodiac), напророчив тем самым себе великое будущее: идей много, исполнители с классическим образованием, музыкальные ориентиры великие.
Среди последних чаще всего называют французский Space. Могу отчасти согласиться с той важной для меня (одного?) поправкой, что звучание, саунд Экамы во многом и чаще всего плотный, более насыщенный, слоёный пирог с наслоениями синтезаторов разных мастей, чем музыка латышей. Я уж не говорю о фанковой составляющей французской группы с женскими вокалами.
В дебютной пластинке «Зодика» нет ни того, ни другого. Или скажем, мне слышится, что ориентирами для рижан стали инструментальные вещи Майка Олдфилда (Mike Oldfield), которые тот выпускал по штуке-две в год в те же времена: “Guilty”, как пример.
Или, как вариант, так: «Зодиак» намеренно записал свой первый альбом «Диско альянс» с «разряжением» звука, в котором больше «воздуха» и «живых инструментов» - баса и ударных, нежели в «Спейсе».
В какой-то мере, прототипом может послужить также и английская группа Sky.
Исполнитель: Zodiac - Disco Alliance (1981, спейс-синти-поп)
Итак, первым составом, состоящим из
- Янис Лусенс (сочинение композиций, клавишные),
- Айнар Асманис (бас-гитара),
- Андрис Силис (гитара), Андрис Рейнис (ударные),
- Зане Грива (клавишные),
- Александр Грива (звукорежиссёр),
... и был записан «Диско альянс», короткая 30-минутная пластинка, которая вышла в 1980 году на фирме "Мелодия". По доступности и популярности она превзошла потребности советского народа в соковыжималках: 20 миллионам копий альбома могли бы позавидовать музыканты из любой страны.
Думаю, что те самые пласты ещё сохранились у многих из нас в домашних фонотеках. Я же приобрёл себе компакт-диск. Он и удобнее в эксплуатации и его не запилишь во время многочисленных воспроизведений.
После того, как я оценил музыку «Спейс» в раскладке на пять каналов, мне подумалось, что неплохо бы провести такой же эксперимент и с первенцем «Зодиака». Опять же, любопытно, как звучал «советский электронный звук».
Для этого я достал диск, этот в частности, из которого я разберу сейчас только "Disco Alliance":
Zodiac "Disco Alliance" (1980) + "Music In Universe" (1982) CD
1. Zodiaks / Зодиак / Zodiac 5:20
2. Pacific / Пасифик / Pacific 3:59
3. Provinciāls Disko / Провинциальное диско / Provincial Disco 4:25
4. Polo / Поло / Polo 3:23
5. Mirāža / Мираж / Mirage 4:07
6. Roks Uz Ledus / Рок на льду / Rock On The Ice 2:48
7. Alianse / Альянс / Alliance 3:47
Bass – Ainārs Ašmanis
Drums – Andris Reinis
Guitar – Andris Sīlis
Piano, Synthesizer, Vocals – Zane Grīva
Producer – A. Grīva*
Synthesizer [ARP Omni, ARP Odyssey, Celesta – Jānis Lūsēns
Written by Jānis Lūsēns
Mikrofona ieraksti Ltd., / Microphone Records (GL 10432) © 1999
Запускаю диск и айда играть рок на льду:
1. Баланс. Нет, однако, благодаря басу образовано расширенное звуковое поле.
2. Статика. Для заполнения тылов пошли в ход тарелки, синтезаторы, как солирующие, так и фоновые. Ритм-секция (бас + бочка) концентрируются чаще всего в центре.
3. Динамика. Уж очень заметных летающих тут нет. Некоторая подвижность порадует в треках: 3, 6 и 7.
Выводы.
Запись очень яркая, выпуклые партии инструментов на фоне «воздуха» в записи хорошо позиционируются в пространстве, в том числе некоторых из них, в задних каналах. Оценки ап-микса распределились так:
1. Зодиак = 7/8;
2. Пасифик = 5/6;
3. Провинциальное диско = 6;
4. Поло = 7;
5. Мираж = 5;
6. Рок на льду = 5;
7. Альянс = 6.
Средний балл: 6.
Резюме.
Прекрасная инструментальная музыка стала глотком свежего воздуха в отечественной музыкальной культуре. Наши музыканты поверили в себя, в свои силы и возможность творить.
Второй альбом латвийских музыкантов «Музыка во Вселенной» появился в 1982 году. Он также достоин окружающего звука. Статью о нём ищите у меня на канале.
Диск тестировался с помощью:
Ресивер: Denon AVR-X4700H
Ап-миксер (up-mixer): Music: Multi-Chanel Stereo
Σ = 6
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 15 серия: Bluchel & Von Deylen "Mare Stellaris" (2004)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 16 серия: Jean Michel Jarre "Rendez-vous" (1986)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 34 серия: Space "Deeper Zone" (1979)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 9 серия: Vangelis "Albedo 0.39" (1976)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 24 серия: Space "Just Blue" (1978)
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 30 серия: Space "Magic Fly" (1977)
Tangerine Dream "Oedipus Tyrannus" Blu-ray 5.1: вслед за царём Эдипом
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!