Сын совсем учиться не хочет, ему 12 лет. Чуть ли не каждый день «2» получает, меня уже это достало, вечно его проблемы с учебой. Как же я устала, я и говорила с ним, и даже дело дошло до ремня, не знаю, как еще до него достучаться, вообще ничем не интересуется, никакого хобби, все ему лень, никакой мотивации, из-за постоянных «двоек», дома скандал, учителям наплевать на него, им же только отличники и хорошисты интересны, даже подумываю школу поменять, но боюсь, что в новой школе изгоем станет, шестой класс уже, посоветуйте пожалуйста, или я слишком негативно реагирую на все это. Как быть? Я так морально устала от всего этого. От мужа поддержки никакой.
Вы, наверное, сами не догадываетесь, что у вашего сына наступил переходный возраст. Это сложное время для школьника и его родителей.
У меня сложилось такое впечатление, что вы слишком далеко зашли в нападках на своего сына. Сначала лучше узнать:
- о физиологических особенностях 12-лентних подростков;
- поговорить со школьным психологом, классным руководителем;
- стараться понять мальчика с его точки зрения;
- подключить отца в контактирование с сыном. Родители одинаково несут ответственность за ребенка;
- вспомните, не было ли резкой перемены в его жизни дома или в школе, что привело к стрессу.
В период полового созревания многие подростки скатываются по учебе, потому что физиологические изменения в организме – гормональная перестройка влияют на его поведение. Как, например, характерна для этой фазы развития – усталость, быстрая переутомляемость, эмоциональная неустойчивость, перепады настроения...
Мальчик сам едва ли об этом знает, укажите на источник в интернете. Осведомленный о возрастных особенностях своего организма, он будет лучше понимать себя и связанные с этим проблемы. Вам это и нужно.
Для исправления ситуации попробуйте сначала поговорить с мужем. Как вы пишете в сообщении, что нет помощи от него. Хочу напомнить : безолаберность в воспитании ребенка ведет к плохим последствиям во взрослой жизни его, настрадаетесь. Вовремя надо предупреждать негативные моменты. Через папу мальчик проходит социализацию во внешнем мире, в сообществе. Попробуйте содействовать общению двух мужчин – мужского разговора систематически. Здесь важна заинтересованность отца в развитии сына, еще такой фактор необходимо учитывать – какой пример он подает сыну. Помогает ли вам по дому, участвуют ли в решении семейно бытовых проблем, поддерживает ли вас вообще. Если есть его халатное отношение к вашим просьбам, необходимым обстоятельством, то подобное же выявится и у мальчика. Безответственное отношение к учебе, пофигизм на ваши наставления, проявление равнодушия и отстраненность - это ниоткуда не взято, а из окружения. Кажется, даже нет эмпатии у него.
В доме, где устраиваются скандалы, бывают физические применения силы к школьнику, нет семейного благополучия, то в таких условиях подросток не может нормально учиться, выбито все желание, заинтересованность на нуле. Возможны такие последствия, что после ваших «экзекуций» на следующий день сын ваш сидит на уроке, у него временами всплывают в памяти сцены скандала, он невольно переключается на них, и это происходит не один раз, он зацикливается. А в это время остальные учащиеся концентрированы на урочных делах. А став уже взрослым, такой «метод» воспитания будет применять в своей семье. Вы разве этого хотите? Подумайте на досуге? Работайте с супругом сообща, если у вас возникают недоразумения, разногласия или даже ссоры, принимаете единое мнение в воспитании сына, найдите точки соприкосновения и согласуйте предмет конфликта между собой, чтобы все остались довольными.
Для успешной учебы важен не только семейный климат, а также необходимо внутреннее свободное, спокойное состояние вашего чадо, чтобы ничего не мешало ему сосредоточить мысли на науках. Такого можно будеть добиться не сразу. Пока желательно устанавливать с ним доверительные взаимопонимания с одобрительным подходом. Возьмите за правило беседовать с ним хоть о чем угодно в повседневности. Вспомните, например, забавные истории из его малолетства, когда ему было 3-4 годика. От смешных приключений перейдите на более серьезный момент. Последуйте примерно таким выражениям:
- Я давно хотела с тобой поговорить. Мне кажется, мы друг друга перестали понимать. Ремни, скандалы, ругань – это совершенно не мое, я не хочу этого делать. Но когда я вижу двойку за двойкой у меня пропадает настроение, я начинаю переживать за тебя. Вот ты сам подумай: как ты станешь достойным человеком? Кем ты будешь, став взрослым? Неужели это тебя нисколько не волнует?
- Если ты чего то хочешь добиваться в жизни, то это нужно начинать сейчас, ты взрослый уже, пора взяться за дела. Уроки если не готовить, по дому не помогать, если ничего не делать, то в будущем, светит безработица тебе. Ты разве к этому стремишься? Поразмысли, едва ли тебе это понравится.
На семейном совете решите, какие обязанности возложите на сына по дому. Они должны быть регулярными. А когда он выполняет хорошо эти работы, хвалите его усердие, проявленную старательность, особенно подчеркивайте и выделите начинания самостоятельные, проявленную инициативу. Потому что как раз подавление инициативы, это одна из причин плохих оценок.
Сейчас наша жизнь – время высоких технологий: компьютеров, планшетов, телефонов. Что греха таить, мы не любим напрягаться, везде ищем удобств и комфорта, они стали нашими попутчиками по жизни. Это тоже подхлестывает к лени.
Как несмотря на это, научить детей трудовым навыкам? Где найти ресурс трудолюбия?
Существует множество способов, один из которых, неоднократно проверенный мной на практике:
- нужно принять в семье, как правило, время от времени, взрослым рассказывать дома при детях о выполненных делах на работе;
- при разговорах отец рассказывает домочадцам об этом;
- мама детей поведает тоже о совершенных делах.
Заметьте при этом, как ваш сын или дочка проникается вашими словами, концентрируется на них. Не обязательно давать такие «отчеты» каждый день, а в разумных пределах. Впоследствии годами вашу занятость на работе чадо начнет воспринимать как вполне естественное явление, как будто так и надо. На основе этого у ребенка появляется мотивация что-либо делать, подражая папе и маме.
Поговорив с сыном, устанавливайте распорядок дня. Вопрос: готов ли он жить в принятом режиме дня, хватит ли силы воли на выполнение решений. В начале будет трудно придерживаться новым правилам, но если каждодневно работать над собой, то это возможно. Напоминаете ненавязчиво.
И не только мама, но и отец пусть держит контакт с ребенком, поговорить по душам в вашем случае очень важно. Вместе могут совершать поход в спортзал, заниматься каким-либо видом спорта. Или устраивать пробежки на длинные дистанции. Глядишь, и установиться мужская дружба, и совместные беседы на пользу пойдут. Было бы желание, многое можно преодолеть.
Может даже не спорт, а занятия технические – робототехника, конструирование летательных аппаратов, 3Д-моделирование ему по-нраву, прислушайтесь к его мнению, выберите сами вместе. Но взаимодействие с сыном не теряйте. Сыновья всегда тянутся к папам. Интересуйтесь:
- с кем он дружит;
- чем занимаются его друзья;
- какой вид спорта ему нравится;
- какой любимый предмет у него.
И в то же время рассказываете о себе: как идут дела на работе, какая профессия вам нравится, каким вы сами были подростком. Распологаете к себе в позитиве, а также поддерживайте и поддерживайте сына. Он нуждается в вашей участи, участи мужчины. В откровенных разговорах он расскажет вам про свои беспокойства и страхи, которые привели его к равнодушию, устраняете эти причины или обратитесь к психологу.
Профессор Стэнфордского университета предлагает
- не оскорблять и не высмеивать ребенка за лень;
- предложите заняться спортом (преодолевать себя, стремиться к результату, работать с самоотдачей);
- создавайте привычку что-то делать регулярно: 5 минут зарядки по утрам, контрастный душ, еженедельная уборка комнаты.
Если нет мотивации, подчеркивает он, то на ее уровень можно повлиять. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть индивидуальные маршруты обучения по предметам. Ребенок может погрузиться в любимый предмет. А выбирать профиль помогает «тьютор» - специалист в области профориентации и построения ресурсных карт. ребенок занимается тем, в чем он успешен, и что ему нравится, и на этом у него формируется «зона успеха». Это помогает бороться с ленью.
«Приведите правильные примеры», - продолжает профессор. Тинейджеры любят истории и успех. Например, Илон Макс гений инженерной мысли, несмотря на занятость, постоянно посвящает время на самообразование и чтению книг.
Стоит обратить внимание вашего мальчика на тех успешных людей, которые есть в вашем окружении: из знакомых, соседей, родственников, родителей друзей сына или одноклассников. Тот человек, с которым сталкивался он, или наслышен о нем, знает об его успехах. Это более реально действующий эффект. Не проходите мимо таких примеров, расскажите о них. Наведите эти примеры на свою ситуацию, припоминая, «Если ты сынок постараешься, то также можешь добиваться высот. Ничего трудного здесь нет. Просто каждый день готовишь уроки и выполняешь дела по дому, чтобы у тебя сложилась привычка работать. А знаменитости, например, пробивались через трудолюбие».
Такую запущенную историю невозможно раскрутить без проявления чувства любви к чадо. Как маленькие дети, так и подростки нуждаются в ласках и объятиях, в искренних словах, что вы его любите, поэтому переживаете за него. Подберите слова от души, вы не можете друг друга не понимать. Вы же близкие люди. Постепенно увидите и убедитесь сами в том, что ребенок оттает, начинает слушаться вас.
Сейчас ему трудно вернуть доверие к вам, но это возможно, если постепенно пригревать отношения – считаться с его мнением, взаимодействовать с ним как со взрослым наравне.
Главный мировой исследователь (IQ) интеллекта людей, 82-летний Джеймс Флинн подчеркивает в интервью с 2016 г., что чрезвычайно важен эффект «правильной семьи» для последующего преуспевания.
Флинн говорит, что если много трудиться и учиться, то потом выходцы из бедных и неумных семей могут догнать людей, вышедших из «правильных семей». Но на это нужны годы и годы.
Потомки «правильных (богатых и умных) родителей» получат свои доходы и статус к 25-30 годам, а вы, прилагая в разы больше усилий. чем они, те же богатств и статус получите к 40 годам.