Найти в Дзене
Пиши Быстрее

Как распознать фейк и вброс. Учимся читать новости правильно

Оглавление

Как не попасть на информационную удочку.

Привет, дорогой дневничок! В последнее время многие друзья задают вопросы про современные новости. «А это не фейк? А это вброс?» - спрашивают они то про одну, то про другую новость. Тем же вопросом часто задаются юные журналисты – не секрет, что сегодня плавать в инфополе нелегко.

Что ж, раз за разом объясняя всем, как читать новости, я поняла, что, похоже, легче один раз написать.

Как нас обманывают

Для начала, давайте поймем, откуда вообще взялся вопрос правдивости информации в СМИ. Неужели же журналисты действительно настроены врать читателям? Так вот нет, не настроены. Чаще всего распространение фейковых новостей и сообщений связано с человеческим фактором: спешкой, погоней за сенсацией, нежеланием или невозможностью проверить достоверность информации. Раскрою секрет, часть изданий и большинство тг-каналов в принципе не имеют информационной (новостной) редакции. Подбирают сообщения со ссылкой на то место, где нашли, не проверяя правдивость. Так разлетается – проще говоря – сплетня.

Кто в реальности их запускает и как это делается – другой вопрос. Те, кому это выгодно, к журналистике отношения не имеют. Ведь журналист не несет никакой реальной выгодны от неправдоподобной информации. Зато репутация издания страдает. Иногда навсегда.

У авторов вбросов и фейков может быть две цели:

1. манипулировать общественным мнением,

2. проверить реакцию общества на гипотетическое событие,

3. Очернить кого-то.

В редких случаях это может быть информационное хулиганство.

Кстати, раньше фейковые сообщения в нашей стране называли утками. Понятие пришло из Бельгии. В 1815 году Роберт Корнелиссен опубликовал выдуманную статью об утках-убийцах сородичей. Журналисту было интересно, поверят ли его читатели в этот абсурд. И читатели, к его удивлению, поверили. Позже газетчик опубликовал опровержение. И "утка" прижилась на долгие годы.

-2

Что такое фейк-ньюс

Фейки – это сообщения, несоответствующие действительности. То есть, неправда. Такое сообщение полностью придуманное и целиком ложное. Такая ложь может навредить имиджу известного человека, если о нем распространяются нелицеприятные слухи и ложь. Но еще страшнее, когда фейк становится информационной диверсией и бьет по страхам людей.

Так было, например, когда блогер в YouTube соврал о том, что при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня» погибли 300 человек. Эта ложь настолько напугала людей, что о ней говорят даже спустя несколько лет.

Манипуляции понятием

Политики, знаменитости и организации давно научились манипулировать звонким и запоминающимся словом «фейк». Сообщением, несоответствующим действительности, часто называют новость, неточную в деталях. То есть, если мы имеем условную новость:

Сорняк вырос в красном горшке рядом с лимоном

То такую новость условный хозяин лимона может назвать несоответствующей действительности, если горшок был, скажем, синим, а не красным. Поэтому новости стоит дочитывать до конца, а не ограничиваться заголовками.

Как распознать фейк

Чтобы не попасться на удочку ложных новостей, надо быть внимательным читателем.

1. Ну и конечно, для начала стоит отказаться от чтения низкосортных изданий с сомнительной репутацией. Такие издания пестрят кликбейтом (заманивающими заголовками), иллюстрациями не по теме, сомнительными утверждениями. И все это под жирным слоем личного мнения автора и его домыслов. Сейчас в Телеграме просто прорва таких каналов.

-3

👀👀👀👀👀👀👀👀

2. Не стоит на слово верить новостям, источник которых не указан, либо обозначен как «источник, знакомый с ситуацией». Мы торопимся верить всему. На самом деле, «знакомым с ситуацией источником» может оказаться «баба Валя у подъезда», которой что-то показалось. Лучше подождать какой-то более хозяйской информации, за которую кто-то несет ответственность.

3. Если это сообщение о каком-то инциденте, обратите внимание, сопровождается ли оно фотографиями или видео с места инцидента. Соответствует ли сообщение тому, что на кадрах? Не обрезано ли на видео начало инцидента? Если предыстории инцидента нет, судить о его причинах автор не должен и не может. Почему произошло ДТП, как начался конфликт – причины всегда есть.

Что такое вброс

Люди часто путают фейки и вбросы, потому что четких определений этим двум явлениям нет. Я считаю вбросом сообщение, с целью проверить реакцию людей на то или иное гипотетическое событие.

Скажем, один политик предлагает ввести какой-то новый налог. Люди в соцсетях высказывают на этот счет, обсуждают. Через какое-то время какое-либо официальное лицо говорит, что никакого нового налога не планируется, мало ли что там политики предлагают. Так можно легко и без потерь проанализировать общественное мнение.

Вброс – это не совсем ложь, это умелая манипуляция. Тем она и опасна. Например, совсем недавно наткнулась в тг на такое сообщение:

«Роскомнадзор заблокировал 24 тысячи сайтов. Мы начинаем верить в возможность блокировки Интернета в России…». Ну и дальше в таком же духе. Паника, лоббирование VPN и так далее.

-4

То есть, читатель смотрит. Думает, что 24 тысячи сайтов – это очень много. В сообщении не сказано, 24 тысячи из скольки всего, за какой период, что это за сайты такие (может быть это зеркала одного и того же сайта), откуда эта цифра вообще в принципе.

Гуглим. Находим новости за август о том, что «Роскомнадзор заблокировал 22 757 страниц сайтов, на которых незаконно продавались лекарства». Хм. Уже интересно. Это официальная статистика, кстати. Удивляемся. Гуглим, сколько всего сайтов в Интернете. Узнаем, что из 1,8 миллиарда. Успокаиваемся и не переживаем за Интернет. Те, кто прочитал, не проверил и повелся – становятся как раз жертвами вбросов.

Как определить вброс

Так на что же обратить внимание?

1. Опять же начинаем с того, кто источник новости или предложения. Если его нет или предложение исходит от лица, не играющего роли в вопросе – не торопимся верить.

2. Классические новости-вбросы в заголовке несут неопределенность: «может появиться», «могут ввести», «могут поменяться». Всегда мысленно добавляйте в таким заголовкам слова «а могут и не поменяться» и т.д. Другой вариант неопределенности: «источники сообщили о намерении (кого-либо)». Ну то есть, на самом деле новости – это то, что уже произошло. То, что может быть произойдет – не новость.

3. Посмотрите, достаточно ли в сообщении данных, чтобы реально судить о его значимости. Иногда, даже цифры не то, чем кажутся. Что для деревни много – для мегаполиса ничтожно мало. Учитесь читать с умом.

Надеюсь, эта статья была полезна для тебя, дорогой читатель. И теперь тебя не поймать на фейк или вброс)) Подписаться на мой канал можно тут.

Ниже можно обсудить прочитанное. Может быть, ты сталкивался с фейками и вбросами. Поделись.

#психология #журналистика #сми #саморазвитие