Найти в Дзене
Выйти из дома

Бот "Фортуна" - единственный уцелевший корабль Петровской потешной флотилии на Плещеевом озере

Музей "Ботик Петра I" считается одной из главных достопримечательностей Переславля-Залесского. Центральным экспонатом музея-усадьбы является бот «Фортуна». Именно его мы и поехали смотреть в первые же минуты после прибытия в город. Музей находится по адресу: ул. Петра Первого, 1, село Веськово. Плещеево озеро во времена Петра I было значительно больше: около 70 км2, против 51 км2 сегодня. Через Переславль проходила Осударева дорога, связывающая Москву с Архангельском. Члены царской семьи приезжали в эти края на богомолье, а местные рыбаки ловили для царского стола знаменитую ряпушку. Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли. Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю п

Музей "Ботик Петра I" считается одной из главных достопримечательностей Переславля-Залесского. Центральным экспонатом музея-усадьбы является бот «Фортуна». Именно его мы и поехали смотреть в первые же минуты после прибытия в город.

Музей находится по адресу: ул. Петра Первого, 1, село Веськово.

Бот "Фортуна" Переславль-Залесский
Бот "Фортуна" Переславль-Залесский
-2

Плещеево озеро во времена Петра I было значительно больше: около 70 км2, против 51 км2 сегодня. Через Переславль проходила Осударева дорога, связывающая Москву с Архангельском. Члены царской семьи приезжали в эти края на богомолье, а местные рыбаки ловили для царского стола знаменитую ряпушку.

Весной 1688 года юный царь Петр, натешившись «марсовыми забавами» в подмосковных селах Семеновское и Преображенское, вспомнил о «нептуновой потехе»: в амбаре села Измайлово он обнаружил английский бот и загорелся желанием строить корабли. Голландский корабельный мастер Карстен Брант отремонтировал судно, и Петр получил возможность лавировать под парусом по реке Яузе и Просяному пруду. Но эти водоемы царю показались маловаты. Много лет спустя, в предисловии к Морскому Уставу он напишет: « …охота стала от часу быть более, того для я стал проведовать, где более воды. То мне объявили Переяславское озеро, яко наибольшее, куда я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился».

За пять лет Петр I под руководством голландских мастеров построил: два фрегата, три яхты, галеру и суда меньшего размера. 1 мая 1692 года потешная флотилия была спущена на воду.

-3

До наших дней смогли сохранить только этот бот. Остальные корабли сгорели во время пожара в Рыбной слободе на реке Трубеж в 1783 году.

-4
-5
-6
-7

Музей "Ботик Петра I" дарит нам уникальную возможность прикоснуться к истории, к тем временам, когда Петр I сам своими руками строил свой потешный флот.

#бот фортуна #переславль-залесский #музей ботик петра